logo search
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

3.2. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей, развивать ключевые, межпредметные и предметные компетенции (прежде всего языковедческую, коммуникативную и культуроведческую), повышать уровень культуры речи будущих специалистов различного профиля в процессе усвоения, осознания речеведческих понятий и формирования умений эффективного общения в разных сферах.

В процессе освоения дисциплины у студентов формируется отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения. У них углубляются знания речеведческих понятий, представление о тексте и его жанрово-стилистических разновидностях, знания языковой нормы и понимание необходимости ее соблюдения, умения реализовывать нормативный аспект языка. За счет совершенствования навыков диалогической и монологической речи в учебной, социокультурной сфере развиваются способности к речевому межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию.

Курс предоставляет возможности развития весьма значимого умения осуществлять информационный поиск в разных источниках, включая справочную учебно-научную литературу, СМИ и ресурсы Интернета, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Профессиональная направленность дисциплины связана с формированием умения вести деловой разговор, характеризовать его с точки зрения деловой (в том числе и педагогической) эффективности, выявлять типичные недостатки общения и предлагать способы их преодоления в устной речи, создавать высказывания, востребованные в будущей профессиональной деятельности.

Одним их важнейших компонентов курса представляется его рефлексивный компонент, с которым связаны задачи формирования навыков самооценки и самоанализа, способности к рефлексии, позволяющей осмыслить свою деятельность, полученные результаты, значимость изучаемого материала; развитие умения анализировать чужую и свою речь; формирование толерантности, психологической готовности эффективно взаимодействовать с разными партнерами по общению; стремление найти свой стиль и приемы общения, вырабатывать собственную систему речевого самосовершенствования.

Развитие коммуникативно-речевых умений осуществляется на основе активности студентов, деятельностно-отношенческого и проблемного подхода к обучению, чему способствуют вопросы для самостоятельных размышлений, возможность определения собственного пути освоения курса, выбора вопросов и заданий. Разнообразные упражнения имитационного характера, на конструирование, переконструирование, поиск правильных вариантов, наблюдение за реальной речевой практикой, риторический анализ, риторические задачи, риторические и деловые игры расположены в соответствии с системой заданий по развитию связной речи: от аналитических к аналитико-речевым и собственно коммуникативным. Таким образом, коммуникативно-речевые умения формируются последовательно, обеспечивая переход от воспроизводства речи к самостоятельной продукции, к неподготовленной речи в различных ситуациях общения, от умения адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного, прочитанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью общения, конспектировать письменную и устную речь, готовить рефераты к умению выступать с докладом, вести деловую беседу, создавать тексты некоторых профессионально значимых жанров.