logo
Annotatsii_K_Distsiplinam

2.1. Западноевропейская литература Средневековья.

Понятие «средневековье». Западная Европа после распада Римской империи. Основные факторы развития средневековой литературы: античность, христианство, устное народное творчество. Периодизация средневековой литературы. Народный эпос раннего средневековья: общая характеристика. Общий характер латинской литературы этого периода и ее основные жанры: видения, гимны, агиография, духовные драмы. Пародия в латинской литературе и поэзия вагантов.

Литература Высокого средневековья. Общая характеристика героического народного эпоса: его типологические и национальные черты. Формирование рыцарского сословия и его культуры. Куртуазная идеология и феномен «дамы». Провансальская рыцарская поэзия: «темный» и «ясный» стили, основные жанры и мотивы. Их влияние на развитие западноевропейской лирики. Рыцарский роман: эволюция и жанровое своеобразие. «Роман о Тристане и Изольде»: основная проблематика и художественные приемы.

Развитие городов и возникновение городской литературы. Ее характерные черты и основные жанры: фаблио, шванки, животный эпос («Роман о Лисе»), аллегорическая поэма («Роман о Розе»). Городская лирика. Поэзия Вийона. Развитие средневековой драмы: мистерии и миракли. Городская драма: соти и фарсы.

Литература Италии XIII в. Традиции поэзии трубадуров в Италии. Сицилийская школа поэзии и «новый сладостный стиль». Великий поэт Италии – Данте Алигьери. Жизнь Данте. Раннее поэтическое творчество. «Новая жизнь»: понимание любви и символика повести. Трактаты Данты. Трактат «О народном красноречии» и идея общенационального языка. «Божественная комедия»: история создания, название, источники, композиция поэмы. Своеобразие художественного языка поэмы: аллегория и символ. Образ Беатриче. Философский смысл поэмы. «Божественная комедия» как синтез средневекового знания. Появление в поэме новых, не характерных для культуры средневековья, черт. Значение творчества Данте в формировании итальянского литературного языка.