Этнография
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
- сформировать у студентов соответствующее современному уровню мировой этнографической науки представление об этнической картине мира и в частности англоязычных стран. В ходе изучения курса студенты должны получить сведения о многообразии этнических культур народов англоязычных стран, различии и особенностях хозяйственно-культурных групп, социально-политических структур, религий, верований и языков. Студенты должны познакомиться с основными путями этногенеза и этнической истории народов, существующими демографическими и социальными проблемами. Курс должен дать представление об этнографии как науке, ее принципах, методах, источниках, истории развития. - познакомить студентов с проблематикой этнологической науки, раскрыть динамичность, многообразие и противоречивость культурно- исторического единства народов мира.
Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
В ходе преподавания этнологии можно проследить межпредметные связи с учебными дисциплинами базового обучения и другими науками, в частности с такими как:
краеведение (этнологические знания в системе краеведения);
практический курс иностранного языка (участие в полемическом обсуждении научных проблем)
история (история народов родного края неотделима от общих этнических и исторических процессов);
философия (этносы и их культура в системе цивилизаций);
социология (определение доминант обществ а и тенденции их развития в свете формирования этнической картины мира);
политология (исследование особенностей этнического характера с целью активизации политических контактов);
психология (изучение особенностей этнического характера, темперамента, структуры этнического сознания).
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Страноведческая и лингвострановедческая компетенции (реализация адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур).
Знание лексического материала, необходимого для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях (языковые реалии связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т.п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные положения современных теорий и методик, сложившихся на протяжении развития науки этнологии; иметь представление об антропогенезе и этногенезе, и их взаимосвязи; системы идентификации уровня этнического сознания; этносы и их культура в системе истории стран изучаемого языка; категориальный аппарат этнологической дисциплины.
Уметь:
- выбирать и применять практически стратегии поведения в ходе взаимодействия между этносами; давать оценку уровню и процессу эволюции этнической группы; грамотно применять в профессиональной деятельности методы изучение особенностей этнического характера, темперамента, структуры этнического сознания.
Владеть:
- иметь опыт работы с источниками; установление межкультурных контактов с представителями других народов; адаптироваться к другим этническим общностям в процессе коммуникации.
Содержание разделов дисциплины
Этнология как наука и её история.
- Этнография как наука: предметная область, социальные задачи, смежные дисциплины, понятийно-терминологический аппарат, источники и методы исследования. История развития этнографической науки. Особенности развития этнологии в Англии, германии, Франции, Австрии, США. Предмет этнологии. Основные понятия и термины. Предметное поле современной этнологии. Методы этнологии. Связь этнологии с другими науками.
- Основные этнологические школы и их направления и их представители. Эволюционизм. Социологическая школа. Американская школа исторической этнологии. Этнопсихологическая школа. Структурализм. Структурный функционализм. Развитие идей структурализма в разных странах). Культурный релятивизм. Неоэволюционизм. Распространение идей неоэволюционизма в США. Л.Уайт и его теория символов. Д.Стюард и его теория многолинейной эволюции. М.Харрис, самый значительный представитель неоэволюционизма в настоящее время. Культура и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга. Новейшие концепции в этнологии. Идеология постмодерна – изучение внутриэтнических и межэтнических процессов, порождающих этнокультурные отношения.
- Основные теории этноса. Этнос и этничность. Классификация этносов. Общие принципы классификации народов. Проблема критерия. Понятие «этнос» и «этничность». Основные подходы к пониманию этнического феномена. Примордиализм. Природное направление. Эволюционно-историческое направление. Инструментализм. Информационная концепция этноса Н.Н.Чебоксарова. Конструктивизм. Ф.Барт. Конструктивистская концепция этничности. Структура этноса, её уровни (Собственно этнический; микроуровень; макроуровень; метауровень). Классификация этносов. Географическая классификация. Антропологическая классификация. Расовые признаки. Классификация рас. Этническая картина англоязычных стран. История расовых теорий. Языковая классификация. Иерархия языков (языковая семья - ветвь - группа - отдельный язык - диалект/говор, наречие). Языковые универсалии. Хозяйственно-культурная классификация. Хозяйственно-культурные типы. Историко-этнографические области.
Этнос и культура.
- Этногенез и антропогенез. Этническая идентичность. Этногенез и его основные факторы. Истоки этногенеза. Направления и формы этногенеза (Этническая фузия; этническая консолидация; этническая ассимиляция; этническая конвергенция; межэтническая интеграция; этногенетическая миксация; этническая парциация; этническая сепарация). Этногенез и антропогенез. Факторы образования рас. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва.
Понятие «этническая идентичность». Сущность этнической идентичности. Уровни идентичности. Типы этнической идентичности. Нормальная идентичность. Этноцентрическая идентичность. Этнодоминирующая идентичность. Этнический фанатизм. Этническая индиферрентность. Этнонигилизм. Амбивалентная этничность. Основания этнической идентичности. Этнодифференцирующие признаки. Культурный признак. Языковой признак. Хозяйственный признак. Бытовой признак. Семейный признак. Концепции «центральной зоны» культуры.
- Этнос и культура. Психологические аспекты этнической культуры. Традиционно-бытовая культура. Понятие традиционной материальной культуры. Семья и семейные отношения. Понятие традиционной духовной культуры.
Культура и её этнические функции. Защитные механизмы этнической культуры. Факторы формирования этнической культуры (географический, языковой, религиозный, этнонимический, психический). Уровни этнической культуры. Традиционно-бытовая культура. Профессиональная культура. Современная мировая культура и этнические культуры. Массовая культура. Мировая культура. Этнический стереотип и этнический образ. Сущность этнического стереотипа. Этнический образ.
Психологические аспекты этнической культуры. Традиционно-бытовая культура. Понятие традиционной материальной культуры. Семья и семейные отношения. Понятие традиционной духовной культуры.
Понятие традиционной культуры. Основные элементы традиционной культуры. Обычай, обряд и ритуал в системе традиционной культуры. Модернизация традиционных обществ: проблемы и направления. Традиционное мировосприятие и мышление в традиционной культуре. Традиции и пережитки. Пути сохранения традиций. Соотношение традиции и новации в культуре этносов. Возрождение традиции. Отражение этногенетических процессов в традиционной культуре.
Этническая история народов мира.
- Жители Британских островов. Этнический и языковой состав. Антропологическая характеристика населения. Религия. Хозяйство и материальная культура. Семейный и общественный быт. Духовная культура.
- Жители Северной Америки (США, Канада). Этнический и языковой состав. Антропологическая характеристика населения. Религия. Хозяйство и материальная культура. Семейный и общественный быт. Духовная культура.
- Народы Австралии и Новой Зеландии. Этнический и языковой состав. Антропологическая характеристика населения. Религия. Хозяйство и материальная культура. Семейный и общественный быт. Духовная культура.
- Межэтнические коммуникации.
Этнические контакты и их результаты. Понятие «коммуникация». Сущность межэтнических коммуникаций. Факторы межэтнических коммуникаций. Формы межэтнических коммуникаций. Теории этнокультурного взаимодействия. Концепция аккультурации Р.Редфилда, Р.Липтона, М.Херсковица. Концепция интегрированности. Концепция внутреннего колониализма. Этнические процессы в современном мире.
- Иностранный язык
- История
- Экономика
- Правоведение
- Иностранный язык в сфере профессионального общения
- Раздел 1. Фонетика. Правила и техника чтения.
- Раздел 2. Грамматика (морфология и синтаксис).
- Психология и педагогика
- Политология
- География англоязычных стран
- Речевой этикет в культуре англоязычных стран
- 1. Понятие об английском речевом этикете
- 2. Формы обращения в английском языке
- 3. Приветствие и начало разговора. Прощание
- Языковые контакты
- Ортология и культура речи
- Человек и проблемы смысла жизни
- Этнография
- Социология
- Лингвокультурология
- Менеджмент
- Безопасность жизнедеятельности
- Информатика
- Основы филологии
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Введение в языкознание
- 1 Организационно-методический раздел
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Введение в литературоведение
- Введение в теорию коммуникации
- Классические /древние языки
- Второй иностранный язык
- 1. Вводно-фонетический курс.
- Готский язык
- История лингвистических учений
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам
- Средства обучения иностранным языкам
- Методы лингвистических учений
- Контрастивная социолектология
- Статистика
- Методы статистического анализа
- Введение в германскую филологию
- Лексикологию
- Лексикография
- Теоретическая фонетика
- Теоретическая грамматика
- Стилистика
- Теория перевода
- Основы межкультурной коммуникации
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Практикум по письменной речи
- Практикум по переводу
- История английского языка
- История зарубежной литературы
- 1. Античная литература
- 1.1. Античная литература. Греция.
- 1.2. Античная литература. Рим.
- 2. История западноевропейской литературы от крушения Римской империи до начала XIX в.
- 2.1. Западноевропейская литература Средневековья.
- 2.2. Литература эпохи Возрождения
- 2.3. Западноевропейская литература XVII в.
- 2.4. Литература эпохи Просвещения
- Устная практика
- Фонетика
- Грамматика
- Спецсеминар
- Типология языков
- История русской литературы
- История литературы англоязычных стран
- Аналитическое чтение
- Методика преподавания иностранного языка
- Лингвострановедение
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Введение в билингвологию
- Социолингвистика
- Диалектология
- Экономическая, социальная и политическая география сша
- Детский билингвизм
- Детская речь
- Раннее обучение иностранным языкам
- Англоязычные сми
- Переключения кодов в сми
- Перевод публицистических текстов
- 1. Публицистический стиль
- 2. Особенности перевода публицистических текстов. Проблема перевода специальной терминологии
- 3. Перевод каузативных конструкций
- 4. Тема - рематическое членение предложения в публицистическом тексте
- 5. Перевод атрибутивных цепочек
- 6. Лексико-семантическая сочетаемость слов и перевод. Имена собственные
- 7. Перевод безэквивалентной лексики
- 8. Перевод английской фразеологии в публицистике
- Технический перевод
- Перевод финансовой документации
- Перевод художественной литературы
- Билингвальная речь
- Художественный билингвизм
- Диглоссия
- Просторечная лексикография
- Грамматическое просторечие
- Лингвоэкология
- Учебная практика
- Производственная практика
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Задания по методике:
- Задания по методике:
- Задания по педагогике:
- Задания по психологии:
- Физическая культура