logo
Annotatsii_K_Distsiplinam

Методика преподавания иностранного языка

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Получение студентами 3 курса знаний, необходимых для преподавания иностранного языка в школе, а также формирование базовых методических умений.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная дисциплина входит в состав вариативной части дисциплин профессионального цикла.

Методика преподавания иностранных языков имеет непосредственную связь с такими дисциплинами как практический курс английского языка, теоретическая и практическая фонетика, теоретическая и практическая грамматика, домашнее чтение, лексикология, современное языкознание. Только грамотное владение иностранным языком, умение анализировать его фонетические, лексические и грамматические особенности приведет к осознанному освоению данной дисциплины.

Знания и умения, приобретенные студентом в рамках этой дисциплины, необходимы для осуществления профессиональной деятельности в ходе педагогической практики в школе.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональ-ных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способность принимать органи-зационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

осознание социальной значи-мости своей профессии, высокая мотивация к професси-ональной деятельности (ОК-8);

умение использовать основные положения и методы социаль-ных, гуманитарных и экономи-ческих наук в профессиональ-ной деятельности; способность анализировать социально зна-чимые проблемы и процессы (ОК-9);

владение основными метода-ми, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владение навыками использо-вания иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуника-ции, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с исполь-зованием традиционных мето-дов и современных информа-ционных технологий (ПК-2);

свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументи-рованных умозаключений и выводов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступ-ления с сообщениями и докла-дами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) пред-ставления материалов собст-венных исследований (ПК-8);

способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; (ПК-9);

умение готовить учебно-мето-дические материалы для про-ведения занятий и внеклассных мероприятий на основе сущес-твующих методик (ПК-10);

готовность к распространению и популяризации филологичес-ких знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждени-ях, в социально-педагогичес-кой, гуманитарно-организаци-онной, книгоиздательской, массмедийной и комму-никативной сферах (ПК-15);

умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- специфику системы обучения иностранному языку в средней школе.

Содержание разделов дисциплины

1. Методика обучения иностранным языкам как наука. Стандарт образования. Методы и принципы обучения иностранному языку.

Связь методики с другими науками. Специфика предмета «Иностранный язык». Стандарт образования. Цели и задачи обучения иностранному языку. Содержание обучения иностранному языку. Методы и принципы обучения иностранному языку.

2. Исторические подходы к методике преподавания иностранного языка

Исторические подходы к методике преподавания иностранного языка.

- Грамматико-переводной метод

- Текстуально-переводной метод

- Прямой метод

- Метод Г. Палмера

- Аудиолингвальный метод

- Аудиовизуальный метод

- Рецептивное владение языком (метод М. Уэста)

-Сознательно-практический метод

-Сознательно-сопоставительный метод

- Современная концепция обучения иностранному языку (системный подход)

3. Ступени обучения иностранному языку, их специфика. Технология формирования языковых навыков. Технология обучения речевым умениям

Ступени обучения иностранному языку, их специфика

- Начальная ступень

- Средняя ступень

- Старшая ступень

Технология формирования языковых навыков

- Формирование фонетических навыков

- Формирование лексических навыков

- Формирование грамматических навыков

Технология обучения речевым умениям

- Обучение говорению

- Обучение аудированию

- Обучение чтению

- Обучение письму

4. Типология упражнений. Контроль в обучении иностранному языку. Средства обучения.

Типология упражнений для обучения иностранному языку

Контроль в обучении иностранному языку.

- Виды контроля.

- ЕГЭ по иностранному языку

Средства обучения иностранному языку

5. Урок как основная форма организации обучения в средней школе. Внеклассная и внешкольная работа. Современные технологии

Урок как основная форма организации обучения в средней школе

- Типология уроков иностранного языка.

Внеклассная и внешкольная работа в обучении иностранному языку

Современные технологии обучения иностранному языку

- Обучение в сотрудничестве

- Метод проектов

- Портфель ученика