logo
Annotatsii_K_Distsiplinam

2.4. Литература эпохи Просвещения

Историко-литературный процесс в XVIII в. Движение Просвещения и его идеология, задачи искусства. Философские (Локк, Кант, Гольбах) и эстетические (Монтескье, Лессинг) основы Просвещения. Стилевое и жанровое многообразие Просвещения. Рококо и просветительский классицизм. Своеобразие движения Просвещения во Франции. Роль просветителей в подготовке буржуазной революции. Этапы развития движения. Раннее французское просвещение. «Дух законов» Монтескье как идейная программа третьего сословия. Основные особенности жанра философского романа на примере «Персидских писем» Монтескье. Расцвет Просвещения в творчестве Вольтера. Его философские и эстетические взгляды, жанровое многообразие творчества. Дидро – создатель «Энциклопедии». «Монахиня» Дидро как произведение просветительского реализма. Жан-Жак Руссо и его философские, социальные и политические взгляды («Рассуждения», «Общественный договор»). Педагогические идеи Руссо («Эмиль»). Руссо как родоначальник сентиментализма в романе «Юлия, или Новая Элоиза». «Исповедь» Руссо – первый образец романа-автобиографии в европейской литературе.

Своеобразие Просвещения в Германии, основные этапы развития. Лессинг - основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»). Драма «Эмилия Галотти»: просветительский характер конфликта, особенности разработки героев. Литература немецкого сентиментализма. Эстетика Гердера и движение «Бури и натиска». Ф.Шиллер. Ранний период творчества. Конфликт и герои в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь». Гете и литература «Бури и натиска». Идеал и действительность в романе «Страдания юного Вертера». Веймарский классицизм: эстетическая концепция Гете и Шиллера. «Фауст»: своеобразие жанра и замысла, философская проблематика и символика. Идейный смысл финала.