logo
Annotatsii_K_Distsiplinam

Ортология и культура речи

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

- формирование у студентов-филологов понятия о языковой норме, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи;

- формирование представлениия о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативностью каждого речевого акта.

В связи с такими целевыми установками конкретными задачами курса являются следующие:

- дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии, вариативности как онтологической базе возникновения норм, связи ортологии с культурой речи, стилистикой и риторикой;

- показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности); показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке; - дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию; дать знания об истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии и культуры речи с другими лингвистическими дисциплинами;

- сформировать умения квалификации языковых единиц как нормативных и ненормативных и их употреблений в речи как уместных или неуместных для данного речевого произведения; - сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;

- способствовать формированию исследовательских умений, предметом которых выступают нормативные и ненормативные языковые явления.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Ортология и культура речи» включен в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла и читается в 3-м семестре.

Данная дисциплина тесно связана с курсом «Фонетика», «Грамматика», «Введение в языкознание» по принципу содержательного взаимодействия с ними.

При освоении данной дисциплины обучающиеся должны быть знакомы с базовыми грамматическими, фонетическими и лексическими категориями, пройденными, как в курсе соответствующих дисциплин, так и в русле школьной программы.

Освоение данной дисциплины должно предшествовать курсу «Лексикология», «Стилистика», «Грамматика» (на старших курсах), спецсеминарам и спецкурсам, в которых студенты самостоятельно исследуют нормативные явления языка в различных аспектах.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Общекультурные компетенции (формируются частично):

ОК-2 - владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;

ОК-3 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6 - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-7 - умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;

ОК-8 - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

ОК-9 - умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Профессиональные компетенции (формируются частично):

ПК-1 - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории изучаемого языка, представления о современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2 - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3 - свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-4 - владение основными методами и приёмами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

ПК-5 - способность применять полученные знания в области теории основного изучаемого языка, филологического анализа в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-7 - владение навыками подготовки научных образов, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приёмами библиографического описания. Знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8 - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального представления материалов собственных исследований;

ПК-11 - готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися;

ПК-13 - владение базовыми навыками доработки и обработки различных типов текстов;

ПК-14 - владение навыками перевода различных типов текстов с иностранных языков и на иностранные языки;

ПК-16 - умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- сущность понятий норма и вариативность;

- историю ортологии, её современное состояние и связь с культурой речи;

- комплексно оценивать текст в аспекте нормативности;

-использовать теоретические знания в своей практической профессиональной деятельности и научных исследованиях;

- организовывать свой трудовой процесс и работать в коллективе;

- критически оценивать свои способности и недостатки;

- нормами родного и изучаемого иностранного языка;

- методами сбора, обработки, анализа информации;

- навыками обработки и перевода различных видов текста;

- навыками участия в дискуссиях, выступления с докладами.

Содержание разделов дисциплины

1. Понятие нормы. Норма и коммуникативное функционирование языка. Кодификация (регламентация) и литературная норма. Норма и система языка; возникновение ситуации выбора как результат пересечения действия разных факторов. Норма и узус. Нормы и речь. Ортология говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Нормы и креативная функция языка. Разнообразие норм и их типология. Нормы других функциональных разновидностей языка. Нормы и выбор правильной речевой формы; нормы и уместность выбора. Понятие ортологии и ортологического подхода к языку. Аспекты ортологии. Краткая история ортологии и ее современного состояния. Ортология и другие науки. Нормативность, пуризм и толерантность в языке и речи. Составляющие компоненты культуры речи: языковой, коммуникативный и этический.

2. Понятие фонетической нормы. Фонетически слабые позиции, системные и узуальные, нуждающиеся регламентации. Орфоэпические нормы и нормы суперсегментной фонетики (акцентологические и интонационные) как реализация фонетических позиций на разных уровнях речи и их особенности. Фонетическая вариативность/нормативность и функциональные разновидности речи. Стилистическое содержание фонетической вариативности и ее выход в речевую синонимию (экспрессию). Фонетические нормы и письменная речь. Орфографические нормы, обусловленные фонетически слабыми позициями. Взаимовлияние орфоэпии и орфографии. Проблемы изучения фонетической нормативности. Лексикографический аспект фонетической нормативности.

3. Понятие лексической нормы. Лексически слабые позиции (системные и узуальные), «заполнение» которых нуждается в регламентации. Ономасиологические и семасиологические нормы как способ преодоления номинативной и смысловой вариативности. Нормы взаимодействия лексической семантики с семантикой, прагматикой и синтактикой высказывания. Толковые словари как словари нормативного типа. Другие типы специальных словарей и справочников. Лексическая вариативность/нормативность и функциональные разновидности русской речи. Лексическая вариативность и стилистика: стилистическое содержание лексической вариативности и ее выход в речевую синонимию (экспрессию). Лексические нормы и письменная речь. Прописные и строчные буквы. Нормативный аспект паронимии и полисемии. Нормативный аспект заимствованной лексики, лексической архаики, дилектизмов и неологистики. Лингводидактический аспект лексической ортологии.

4. Слабые позиции на морфемно-словообразовательном уровне. Вариативность на морфемно-словообразовательном уровне и необходимость ее нормативной регламентации. Ономасиологическая и семасиологическая вариативность. Принципы выбора словообразовательных моделей. Стилистический аспект словообразования. Нормы употребления лексических дериватов в тексте. Прагматика и стилистика новообразований. Нормы употребления аббревиатур и сложносокращенных слов. Нормы употребления словообразовательных паронимов и вариантов. Нормы употребления однокорневых слов в тексте. Тавтология и морфемика. Морфемно-словообразовательная нормативность и письменная речь. Пунктуационный аспект морфемики: слитно-раздельные-дефисные написания.Моорфемный состав слова и нормы переноса. Лингводидактический аспект морфемно-словообразовательной ортологии.

5. Понятие морфологической нормы. Морфологически слабые позиции, требующие при их заполнении рациональной регламентации. Синтагматические и номинативные слабые позиции. Вариативность на системном уровне. Нейтрализации оппозиций в парадигмах морфологических категорий как причина ослабления позиций и необходимости регламентации. Наиболее характерные (типовые) морфологически слабые позиции, «заполнение» которых в литературном языке требует регламентации и «ортологической выучки» носителей языка. Словоизменение различных частей речи в нормативном аспекте. Грамматические словари и справочники нормативного типа. Стилистический аспект морфологической ортологии. Морфологическая вариативность/нормативность и функциональные разновидности русской речи. Синонимия словоформ. Нейтрализации оппозиций в парадигмах категория числа, вида, времени, наклонения, лица, полноты/краткости и др., возникающая вследствие решения различных коммуникативных задач. Использования родовых, числовых, оппозиций для решения коммуникативных задач. Морфологические нормы и текст. Морфологическая нормативность и письменная речь. Написания окончаний. Грамматико-дифференцирующий принцип орфографии. Написание числительных, наречий, предлогов. Лингводидактический аспект лексической ортологии.

6. Понятие синтаксической нормы. Морфологически слабые позиции, требующие при их заполнении рациональной регламентации. Синтагматические и номинативные слабые позиции. Наиболее характерные (типовые) синтаксически слабые позиции, «заполнение» которых в литературном языке требует регламентации и «ортологической выучки» носителей языка. Регламентация синтаксической связи: согласования, управления, примыкания. Грамматические словари и справочники нормативного типа: словари сочетаемости, синтаксические словари и др. Стилистический аспект синтаксической ортологии. Понятие синтаксической синонимии и ее использование для решения различных коммуникативных задач. Синтаксические нормы и порождение текста. Нормы коммуникативного синтаксиса. Нормы интонационного оформления высказывания. Нормы логического ударения. Синтаксическая нормативность и письменная речь. Пунктуационные нормы. Синтактико-дифференцирующий принцип пунктуации. Факультативные знаки препинания как отражение коммуникативного варьирования письменно-речевых норм. Лингводидактический аспект синтаксической ортологии. Способы и приемы овладения и владения синтаксическими нормами.

7. Ортология речевого произведения как целостности. Нормы построения текста как целого: композиционные нормы, нормы развертывания текста. Соответствие коммуникативному замыслу как инвариантная норма порождения и понимания текста и ее разноуровневая реализация в структуре текста. Порождение текста как диалектическое взаимодействие «нормы» и «правила» (Т.В. Матвеева). Системный ортологический анализ текста как построение разноуровневой ортологической модели. Литературная правка и корректура. Ортологические особенности текстов разных речевых стилей, функциональных типов речи, речевых жанров (М.М. Бахтин) и т.п. Специфические типы текстов и их отношение к нормативности: игровые, художественные, специальные и др.

8. Общее понятие ортологии речевых актов и речевого поведения. Коммуникативное взаимодействие и позиции, детерминирующие возникновение нормативной регламентации. Постулаты Грайса, кодекс речевого поведения (Т.В. Шмелева), коммуникативные права и обязанности (Т.В. Матвеева) и под. как нормы коммуникативного поведения. Фреймы и нормы речевого поведения. Разнообразие норм речевого поведения, обусловленная разнообразием типов речевых ситуаций и условий (форм) коммуникации. Нормы и языковая личность. Пуризм и либерализм. Речевые нормы и этические нормы. Национальный компонент нормативности. Языко-речевые конфликты и способы их разрешения.