logo
Annotatsii_K_Distsiplinam

Основы филологии

Организационно-методический раздел

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) представить картину возникновения и основных этапов развития филологии в ее движении от комплексного знания  к комплексу наук;

2) ознакомить студентов с основными объектами филологии на современном этапе ее развития;  

3) охарактеризовать основы методологии филологии;

4) рассмотреть особенности научного исследования в области филологии.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс основ филологии имеет своей целью дать студентам целостное представление о современной  филологии как  совокупности гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих посредством анализа естественный  язык, текст и языковую личность. Это определяет соотношение основ филологии с «традиционными» введениями – в языкознание и литературоведение, а также с вновь вводимыми – в спецфилологию,  в теорию коммуникации. В  совокупности названных дисциплин  данная выделяется общефилологической направленностью и интегративным характером  содержания.

Учебная дисциплина – «Основы филологии» является пропедевтической дисциплиной. Она входит в базовую часть общепрофессионального цикла дисциплин. 

Для изучения основ филологии  необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и получаемые в процессе  изучения  введения в языкознание и введения в  литературоведение, классического и иностранного языков.

Изменения, происходящие в общественной и культурной жизни современной России, развитие гуманитарных наук, культуры и образования на основе их гуманизации обусловливает действие интегративных  тенденций в современной филологии, укрепляет связи филологических наук с другими гуманитарными (философией, историей, лингвокультурологией, лингвострановедением, теорией коммуникации  и др.) науками, создает широкий спектр междисциплинарных и пограничных проблем науки. В этих условиях возникла необходимость углубления филологической составляющей в подготовке бакалавра филологии. Важно сосредоточить внимание обучающихся на мысли о филологии как развивающемся знании, продемонстрировать им особенности филологии на современном этапе ее развития. 

Знания, полученные в ходе изучения данного курса, необходимы для усвоения всех лингвистических и литературоведческих дисциплин по программе подготовки бакалавра по направлению «филология».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общекультурные компетенции (формируются частично):

ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2: владение нормами русского литературного языка;

ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-11: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.

Профессиональные компетенции (формируются частично):

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-4: владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: