logo search
Annotatsii_K_Distsiplinam

Спецсеминар

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Научить студентов выбирать адекватную методику сбора материала и методику исследования для проведения самостоятельных научных исследований в рамках курсовых и выпускных работ по лингвистике, литературоведению и методике преподавания иностранных языков.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Спецсеминар по курсовым и выпускным квалификационным работам» входит в вариативную часть (общий курс) профессионального цикла и предлагается студентам в течение трех семестров, когда они должны писать курсовые (в 4 и 6 семестрах) и выпускные квалификационные (8 семестр) работы по филологии или методике преподавания иностранных языков.

К началу освоения курса студенты уже получили знания по первым основным лингвистическим и литературоведческим дисциплинам («Основы филологии», «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Введение в германскую филологию», «Классические языки»), по курсам лингвострановедческих дисциплин, а также основы всех аспектов практики изучаемого языка (устная разговорная практика, грамматика, фонетика, аналитическое чтение).

Параллельно данной дисциплине студенты продолжают освоение всех аспектов практики двух иностранных языков, а также теории и истории английского языка, общелингвистических дисциплин, курсов зарубежной литературы и литературы англоязычных стран, методики преподавания иностранных языков, переводоведения. Они также получают практические навыки применения полученных теоретических и практических знаний в ходе учебной (переводческой) практики в 6 семестре и производственной (педагогической) практики в 7 семестре.

Особое значение для освоения данной дисциплины имеют курсы, связанные с методами проведения научных исследований: «Методы лингвистических исследований» (6 семестр), «Методы статистического анализа» (7 семестр), «Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» (7 и 8 семестры).

Знания и умения, полученные в результате освоения данного курса, необходимы студентам для успешного написания и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ, для участия в научных конференциях и подготовки печатных публикаций, для проведения их самостоятельных научных исследований в дальнейшем обучении в магистратуре и аспирантуре.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общекультурные компетенции (формируются частично):

ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2: владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи;

ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-7: умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-10: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-11: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере коммуникации.

Профессиональные компетенции (формируются частично):

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории основного изучаемого языка, представление о современном состоянии и перспективах развития языкознания;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-4: владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков), филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-6: способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области языкознания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

ПК-12: владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов.

ПК-13: владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов;

ПК-14: владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках;

ПК-15: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах;

ПК-16: умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. актуальные проблемы современной лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков;

  2. принципы и методы сбора филологического материала;

  3. принципы классификации филологического материала;

  4. сущность и специфику применения основных методов исследований в филологии и методике преподавания иностранных языков;

  5. требования, предъявляемые к структуре курсовой и выпускной работы.

  1. подбирать методику сбора и исследования материала в соответствии с избранной темой работы;

  2. определять круг теоретических проблем по тематике исследования и выбирать нужные для работы публикации;

  3. классифицировать материал в соответствии с его спецификой и проблематикой исследования;

  4. оформлять и структурировать всю работу и каждую ее часть в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям.

  1. навыками сбора и анализа филологического материала;

  2. систематизацией научных концепций;

  3. выдвижением гипотез на основании изучения проблемы и предварительного анализа материала.

Содержание разделов дисциплины

  1. Требования к курсовой работе

Требования к оформлению. Требования к содержанию. Требования к ссылочно-библиографическому аппарату. Критерии оценки курсовой работы.

  1. Направления научных исследований

Современные направления лингвистических исследований. Актуальные направления исследований в методике преподавания иностранных языков. Современные направления литературоведческих исследований. Актуальность и новизна исследования.

  1. Библиография

Принципы составления и оформления. Ссылки и цитирование. Библиография на русском языке. Библиография на иностранных языках.

  1. Материал исследования

Письменные тексты. Тексты СМИ как материал лингвистического исследования. Устные спонтанные тексты. Детская речь как материал исследования. Изучение материалов опросов и наблюдений.

  1. Методы сбора материала

Методы сбора текстового материала. Сбор словарного материала. Экспериментальные методы. Социолингвистические методы сбора материала.

  1. Методы исследования

Количественные методы исследования. Выбор методики сбора и исследования языкового материала.

  1. Структура научной работы

Структурирование научной работы: основные части работы. Приложения к работе: списки примеров. Составление глоссария. Таблицы, схемы, диаграммы.

  1. Стиль научной работы

Научный стиль. Функционально-стилистические особенности научной работы.

  1. Теоретическая основа исследования. Структура ВКР.

Цель и задачи научной работы. Цель и задачи научной работы. Проблема плагиата в научной работе. Ссылки и цитирование.

  1. Практическая часть исследования

Теоретическая и практическая значимость исследования. Классификация материала исследования. Практическая часть исследования.

  1. Требования к выпускной квалификационной работе

Защита ВКР. Критерии оценки ВКР. Соотнесение цели, задач, методов и материала исследования.

  1. Гипотеза исследования

Основы для выдвижения гипотезы. Положения, выносимые на защиту

  1. Апробация научной работы

Выступление на защите ВКР. Презентационные материалы.