logo search
Annotatsii_K_Distsiplinam

Введение в литературоведение

Цель дисциплины:

Дать первоначальные представления о специфике литературы как вида искусства, о структуре литературного произведения, о литературном процессе, сформировать у студентов понятийно терминологический аппарат, необходимый для получения филологического образования.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-7.

Место дисциплины в учебном плане: Общепрофессиональный цикл, базовая часть. Дисциплина осваивается в 1-2 семестре.

Содержание дисциплины:

Литературоведение как одна из двух филологических наук. Истоки искусства. Предмет искусства. Основные функции искусства.

Понятие «художественная литература». Носитель образности в литературе. Способ существования, «язык» искусства и литературы. Место литературы среди изобразительных и выразительных искусств.

Внутренняя структура художественного образа. Индивидуально-конкретное и обобщенное в образе. Типический образ в движении эпох. Многообразие форм типизации в литературе.

Виды искусств и специфика их образов. Внутренний мир произведения. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп. Предметный мир и способы его изображения. Персонажи, их типы и функции.

Понятие о художественном произведении как о системно-целостном единстве. Содержа­ние и форма литературного произведения. Концептуально-тематический уровень произведения. Основные категории поэтики художественного текста - язык, сюжет, композиция, жанр, род - общая характеристика.

Текст - материально закрепленное замкнутое знаковое сообщение. Включенность текста во внетекстовые связи (понятие интертекстуальности). Понятие контекста.

Язык литературного произведения Слово как специфи­ческий материал художественного произведения. Общее понятие поэтической речи. Основные приемы поэтической речи

Общее понятие ритма. Системы стихосложения. Фоническая организация стихотворной речи. Рифма. Общее понятие строфы. Способы рифмовки. Виды строф.

Сюжет литературного произведения как способ и форма организации художественного мира. Общее понятие фабулы литературного произведения Фабульный и сюжетный уровень структуры текста. Общее понятие мотива как единицы сюжета. Мотивная структура художественного текста. Взаимосвязь и взаимообусловленность тематики, проблематики, конфликта и сюжета в литературном произведении.

Композиция литературного произведения. Общее понятие структуры художественного текста. Внешняя и внутренняя композиция. Их взаимосвязь и взаимообусловленность. Рамочные компоненты композиции. Основные элементы

Общие принципы выделения поэтических родов, видов и жанров. Эпос как повествовательный род литературы. Эпос как изображение действительности в ее объективности. Роман как самый совершенный эпический вид в истории литературы. Повесть, рассказ, новелла, очерк как эпичес­кие жанры Способы повествования в эпическом произведении: автор-повествователь, лич­ный повествователь, рассказчик. Понятие сказа. Драма как сценический род лите­ратуры Основные драматические жанры.

Лирика в ряду поэтических родов. Лирический субъект, лирический герой, трактов­ки данных понятий в современном литературоведении. Лирические жанры

Взаимодействие лирики, эпоса и драмы в конкретном литературном процессе. Лиро-эпические жанры: поэма и баллада.

Литературный процесс. Внешние и внутренние причины литературного процесса. Закон преемственности. Литературная традиция и пути ее усвоения. Соотношение традиции и новаторства. Эпигонство. Общее понятие художественного метода, литературного направления и стиля эпохи. Литературное течение. Школа.

Индивидуальный авторский стиль и стиль эпохи.

Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм.