Безопасность жизнедеятельности
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
Будущие бакалавры должны получить теоретические знания и умения в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы для организации безопасных условий жизнедеятельности, участия в реализации мер по защите населения и производственного персонала технических объектов в условиях ЧС и при ликвидации их последствий.
Учебная цель – студенты должны владеть основными научно-практическими знаниями в области безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, иметь целостное представление об организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, иметь представление об управлении и регулирование ими, опираясь на современные достижения науки. Основной целью изучения данного курса считать формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций, по ликвидации их последствий и оказанию само- и взаимопомощи.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
для спец 032700 –индекс в учебном планеОП.Б.01. Преподается во 2 семестре. Дисциплина предназначена для студентов всех направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений. Является интегрированной дисциплиной, формирующей понятийный, теоретический и методологический аппараты, необходимые для изучения дальнейших вопросов связанных с профессиональной подготовкой будущих бакалавров. Данная комплексная учебная дисциплина, раскрывает проблемы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания, основана на представлении системы «человек – среда его обитания – применяемая техника». Опирается на знания студентов полученные в курсе средней школы по дисциплине «ОБЖ». Освоение дисциплины требует общенаучных знаний и профильных знаний, связанных со специализацией бакалавров.
Предваряет изучение последующих профильных курсов, поскольку изучает теоретические знания и умения в сфере профессиональной деятельности, которые необходимы для организации безопасных условий жизнедеятельности.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины полностью формируются следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины полностью формируются следующие компетенции:
индекс | Формулировка компетенции |
ОК-14 | владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
|
В результате освоения дисциплины частично формируются следующие компетенции:
индекс | Формулировка компетенции | Формирование компонентов компетенции при изучении дисциплины |
ОК-1 | владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Развиваются способности к мышлению, обобщению, анализу, восприятию информации, правильной постановке цели и выбору, наиболее рациональных, путей её достижения |
ОК-4 | способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
| способность принимать организационно-управленческие решения в ЧС ситуациях и готовность нести за них ответственность |
ОК-5 | умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Формируется умение использовать законодательно-правовую документацию в области обеспечение БЖД и действиях в ЧС при подготовке к практическим занятиям. |
ОК-11 | владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией
| Использование компьютера для получения и обработки информации при подготовке к практическим занятиям
|
ОК-12 | способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| Использование сети Интернет при подготовке к занятиям |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности, действия при опасных ситуациях природного и техногенного характера, основы пожарной безопасности, теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; методы оценки риска; экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.
уметь: анализировать опасные ситуации, зоны повышенной опасности, проводить действия по снижению и смягчению последствий террористических актов, организовывать – антитеррористические и иные мероприятия по обеспечению безопасности, проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности.
владеть навыками поиска, обработки, реферативного изложения и презентации теоретических основ безопасности жизнедеятельности, организации антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в учреждении, особое внимание обратить на углубление знаний слушателей и совершенствование их навыков в руководстве в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий; иметь практические навыки системного подхода к организации безаварийной работы, применения различных средств защиты персонала от опасных и вредных факторов производственной среды и в быту, уметь оказывать ПМП.
Содержание разделов дисциплины
Раздел дисциплины | содержание |
Введение | БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды. Классификация ЧС |
Опасные ситуации техногенного характера | Безопасность жизнедеятельности и производственная среда, вредные факторы производства, ЧС ситуации антропогенного характера. Радиационно -опасные объекты (РОО). Радиационные аварии, их виды, динамика развития, основные опасности, расчет режимов радиационной защиты населения и производственной деятельности объекта.
Нормы радиационной безопасности военного времени. Защита от ионизирующих излучений. Защитные свойства материалов.
Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности. Основные способы хранения и транспортировки химически опасных веществ. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Прогнозирование аварий. Понятие химической обстановки. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на ХОО. Зоны заражения, очаги поражения, продолжительность химического заражения.
Пожароопасные и взрывоопасные объекты. Основы теории горения и взрыва. Классификация взрывчатых веществ. Газовоздушные и пылевоздушные смеси. Ударная волна и ее параметры. Особенности ударной волны при взрыве конденсированных взрывчатых веществ, газовоздушных смесей. Методика оценки возможного ущерба производственному зданию и технологическому оборудованию при взрыве на объекте. Классификация пожаров и промышленных объектов по пожаробезопасности. Тушение пожаров, принципы прекращения горения. Огнетушащие вещества, технические средства пожаротушения. |
Опасные ситуации природного характера | Опасные ситуации природного характера, нарушение экологического равновесия, стихийные бедствия. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация стихийных бедствий. Методика расчета возможных разрушений зданий и сооружений при чрезвычайных ситуациях природного характера. |
Чрезвычайные ситуации социального характера | Чрезвычайные ситуации социального характера. Войны и вооруженные конфликты. Терроризм, шантаж, и др Защита от терроризма на объектах экономики. Источники, виды и масштабы терроризма. Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, в быту и в городских условиях. |
Организация мероприятий по обеспечению безопасности в учреждении и на производстве. Производственный микроклимат
| Организация мероприятий по обеспечению безопасности в учреждении, в том числе и образовательном, на производстве. Производственный микроклимат, требования, опасности, нормирование. Микроклимат в жилой среде. |
Гражданская оборона и ее организация | Гражданская оборона и ее организация. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. |
Национальная и международная безопасность РФ Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. | Национальная и международная безопасность РФ Трудовое законодательство. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Планирование мероприятий по охране труда. Их стимулирование. Виды контроля условий труда Промышленная безопасность. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий гражданской обороны с экономическими планами. Паспортизация состояний инженерных сооружений ГО. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС. Охрана окружающей среды. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Система стандартов «Охрана природы». Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в РФ и за рубежом.
|
- Иностранный язык
- История
- Экономика
- Правоведение
- Иностранный язык в сфере профессионального общения
- Раздел 1. Фонетика. Правила и техника чтения.
- Раздел 2. Грамматика (морфология и синтаксис).
- Психология и педагогика
- Политология
- География англоязычных стран
- Речевой этикет в культуре англоязычных стран
- 1. Понятие об английском речевом этикете
- 2. Формы обращения в английском языке
- 3. Приветствие и начало разговора. Прощание
- Языковые контакты
- Ортология и культура речи
- Человек и проблемы смысла жизни
- Этнография
- Социология
- Лингвокультурология
- Менеджмент
- Безопасность жизнедеятельности
- Информатика
- Основы филологии
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Введение в языкознание
- 1 Организационно-методический раздел
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Введение в литературоведение
- Введение в теорию коммуникации
- Классические /древние языки
- Второй иностранный язык
- 1. Вводно-фонетический курс.
- Готский язык
- История лингвистических учений
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам
- Средства обучения иностранным языкам
- Методы лингвистических учений
- Контрастивная социолектология
- Статистика
- Методы статистического анализа
- Введение в германскую филологию
- Лексикологию
- Лексикография
- Теоретическая фонетика
- Теоретическая грамматика
- Стилистика
- Теория перевода
- Основы межкультурной коммуникации
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Практикум по письменной речи
- Практикум по переводу
- История английского языка
- История зарубежной литературы
- 1. Античная литература
- 1.1. Античная литература. Греция.
- 1.2. Античная литература. Рим.
- 2. История западноевропейской литературы от крушения Римской империи до начала XIX в.
- 2.1. Западноевропейская литература Средневековья.
- 2.2. Литература эпохи Возрождения
- 2.3. Западноевропейская литература XVII в.
- 2.4. Литература эпохи Просвещения
- Устная практика
- Фонетика
- Грамматика
- Спецсеминар
- Типология языков
- История русской литературы
- История литературы англоязычных стран
- Аналитическое чтение
- Методика преподавания иностранного языка
- Лингвострановедение
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Введение в билингвологию
- Социолингвистика
- Диалектология
- Экономическая, социальная и политическая география сша
- Детский билингвизм
- Детская речь
- Раннее обучение иностранным языкам
- Англоязычные сми
- Переключения кодов в сми
- Перевод публицистических текстов
- 1. Публицистический стиль
- 2. Особенности перевода публицистических текстов. Проблема перевода специальной терминологии
- 3. Перевод каузативных конструкций
- 4. Тема - рематическое членение предложения в публицистическом тексте
- 5. Перевод атрибутивных цепочек
- 6. Лексико-семантическая сочетаемость слов и перевод. Имена собственные
- 7. Перевод безэквивалентной лексики
- 8. Перевод английской фразеологии в публицистике
- Технический перевод
- Перевод финансовой документации
- Перевод художественной литературы
- Билингвальная речь
- Художественный билингвизм
- Диглоссия
- Просторечная лексикография
- Грамматическое просторечие
- Лингвоэкология
- Учебная практика
- Производственная практика
- 2.3 Содержание разделов дисциплины
- Задания по методике:
- Задания по методике:
- Задания по педагогике:
- Задания по психологии:
- Физическая культура