logo search
Юрислингвистика - 8

Проблемы реализации конституционно-правового института государственного языка российской федерации

Конституция РФ 1993 года закрепила в Российской Федерации на всей ее территории русский язык в качестве государственного языка. Но Конституция не уточняет требований к особенностям практического использования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, равно как не указывает обязательств органов власти по отношению к порядку формирования и сохранения государственного языка РФ.

Это должен был сделать Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», принятый в 2005 году, после почти десятилетнего обсуждения в Федеральном Собрании РФ. Его безусловным достоинством является закрепление обязательности использования русского языка в соответствующих областях. Что же касается других элементов статуса государственного языка, то здесь больше вопросов, чем ответов.

Так, статья 3 данного Закона определяет, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации. Данное положение не соответствует части 2 статьи 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведется на русском языке либона государственном языке республики, на территории которой находится суд.

При этом необходимо принять во внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 76 Конституции РФ, федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой и противоречия между ними и федеральными законами недопустимы. Пункт 6 статьи 1 настоящего закона гласит, что «при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. В то же время, в данном Федеральном законе употребляются иностранные слова – «аналог», «сфера», «функционирование» и т.п., которые в русском языке имеют следующие значения – «соответствие», «схожесть», «область», «круг действия».

В законе не предусматривается механизм ответственности за действия, препятствующие осуществлению права граждан РФ на пользование государственным языком РФ, а лишь вводится отсылочная норма. Тогда как в законодательстве РФ ответственность за подобные действия не предусмотрена. Также не ясно, кто будет определять правомочность использования лексики, не соответствующей нормам русского языка? Что такое "неотъемлемая часть художественного замысла"? Кто это определяет?

Закрепление русского языка в качестве государственного языка РФ есть важнейшее условие эффективности функционирования государства как суверенного государства, субъекта международного права. Неслучайно русский язык признан в качестве одного из официальных языков единственной универсальной международной организации, членами которой являются более 191 государств – Организации Объединенных Наций [Устав ООН, Ст. III].

Институт государственного языка РФ способствует реализации принципа федерализма в языковой сфере и юридически закрепляет результат социального компромисса, который выработан в ходе развития многонационального государства с учетом этнического состава и интересов населения в целях наиболее оптимальной организации и осуществления функции «общих дел» государства [Губаева, 2004, с.150]. Поэтому вопрос о качестве государственного языка – это вопрос государственной важности.

Вполне обоснованным представляются тревожные выступления о современном состоянии русского языка. Снизилась общая культура подготовки печатных изданий в части соблюдения языковых норм, в языке появились новые эвфемизмы, скрывающие суть явлений, когда, например, нищету называют социальной незащищенностью. В интернет-сети появилась мода на намеренное искажение орфографических норм по принципу: «как слышится – так и пишется». Происходит «лингвистическая диверсия», связанная с неоправданным «засильем» иностранных слов, жаргонов, варваризмов и т.п. Все это ведет к порче языка [Бродская, 2006; Кронгауз, 1972].

Безусловно, язык не может не меняться со временем, но если он будет меняться так быстро, произойдет разрыв в культурной традиции народа. Язык – это не только «способность говорить», «система знаков, передающих информацию», это и форма самоидентификации личности, принадлежности к определенной этнической группе, народу, нации, ее культуре.

Еще Платон говорил, что «тот государственный строй, который обращается к богам и к людям на своем языке и совершает соответствующие поступки, всегда процветает и сохраняется невредимым, тот же, который подражает чужому языку, погибает» [Платон, с.520-521]. Язык является необходимым условием для сохранения и развития национального самосознания. Не случайно поэтому его рассматривают и как символ государства, и как его признак [Лященко, 2005].

Вот почему государство должно гарантировать сохранение и развитие государственного языка, его защиту от всяких случайностей. Отвечает действующее федеральное законодательство РФ данным задачам? К сожалению, нет. Российское законодательство оперирует различными терминами, характеризующими подчас схожие явления: «официальный язык», «титульный язык», «язык многонационального общения», «язык субъекта Российской Федерации», «национальный язык», «язык большинства населения данной местности», «региональный язык» и т.п. Что же такое государственный язык - точного определения нет. Каковы особенности функционирования и осуществления государственных языков РФ и республик в составе Российской Федерации? Что означает установление в 10 из 20 республик русского языка в качестве государственного языка республик? Каковы субъекты языковых правоотношений, их права и обязанности, юридические средства, обеспечивающие их реализацию? Приходится констатировать, что Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» не обеспечивает должную реализацию конституционно-правового института государственного языка РФ.

Не потому ли некоторые субъекты РФ пытаются восполнить этот пробел федерального законодательства и самостоятельно принимают законы субъектов, направленные на защиту русского языка [Закон Калининградской области]. Заслуживающими внимания здесь представляются положения, по-существу вводящие ценз грамотности для государственных служащих. После судебной реформы 1864 г., внедрившей в практику России цивилизованные принципы судопроизводства, для судей был введен ценз грамотности, что положительно сказалось, как отмечали современники, на гласности судопроизводства и повышении авторитета судей [Спасович, 1913, с.309]. Но проблемы остаются. Не создан механизм, связывающий воедино весь процесс реализации искомого конституционно-правового института. Намного эффективнее здесь выглядит опыт Франции, где за использование иностранных слов в названии и наименовании товаров, их рекламе установлены повышенные, чем для государственного языка Франции, ставки; есть специальный органы, которые осуществляют мониторинг состояния французского языка, предлагают меры по его сохранению и развитию.

Следует подчеркнуть, что это общая проблема для всех конституционных положений. О правах человека можно сколько угодно говорить, и это ничуть не повлияет на реальное положение дел, если нет четкого юридического воплощения, отработанного в юридических конструкциях. Прежде всего, в таких конструкциях, в силу которых строго определенный результат наступает автоматически или этот результат таков, что от его принятия и воплощения в жизнь никакой чиновник не может отказаться [Алексеев, 2006, с. 451].

В этой связи предлагается разработать конструкцию конституционного режима государственного языка.

По моему мнению, эта категория позволяет охватить весь юридический инструментарий, направленный на комплексное регулирование отношений в данной области в целях последовательной и полной реализации конституционно-правового института государственного языка РФ. Конституционный режим – это конституционное управление, которое определяет порядок и условия реализации конституционных ценностей.

Категория конституционного режима не была предметом глубокого и широкого теоретического исследования [Спасович, 1913]. Может быть, отчасти и поэтому она позволит по-новому рассмотреть проблемы реализации конституционных установлений, предложить механизмы их оптимизации.

Конституционный режим представляет собой набор необходимых и достаточных элементов, определяющих:

а) цели, задачи и функции соответствующего института;

б) особенности правового положения субъектов данных отношений;

в) инструменты (виды гарантий, мер ответственности, защиты и т.д.) удовлетворения интересов субъектов;

г) этапы достижения целей правового регулирования, включающие создание соответствующей социально-психологической атмосферы и др.

При конструировании правовых норм, направленных на реализацию конституционных интересов, законодатель должен сразу искать ответы на все эти вопросы и только после создания четкой стратегии, приступать к тактическим действиям. Необходимо ясно представлять перспективу действия нормы, прогнозировать различные варианты ее развития. Очень хорошо, что есть Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 833, но и до этого были аналогичные программы, а результат?

Таким образом, конституционный режим – это воплощение конституционной стратегии в ответственности законодателя, в интересах стабильности всего общества.