logo search
Annotatsii_K_Distsiplinam

Готский язык

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Познакомить студентов с со спецификой истории готского языка в социально-историческом плане, готской письменностью, языковым строем, фонологической системой, морфологией, синтаксисом, словообразованием, со связями готского языка с историей английского языка и с историей родственных германских и других индоевропейских языков; научить студентов читать, переводить, делать грамматический разбор готских текстов и историко-этимологический разбор отдельных готских слов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс готского языка входит как неотъемлемая составная часть в общую систему теоретических и практических дисциплин вариативной части профессионального цикла в профессиональной подготовке выпускника по специальности «филология». Он базируется на предыдущих теоретических курсах: «история», «основы филологии», «введение в языкознание», «классические языки» (латинский язык), «лингвострановедение» и «введение в германскую филологию». В свою очередь он выступает в качестве теоретической и практической основы для последующих теоретических курсов: «история английского языка», «лексикология» и «типология языков», а также для курсов по практической и теоретической фонетике и грамматике и практического курс английского языка.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Готский язык» у студентов формируются следующие общекультурные компетенции:

ОК-2: владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;

ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

ОК-11: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

В результате освоения дисциплины «Готский язык» у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-6: способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

ПК-14: владение навыками перевода различных типов текстов с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Содержание разделов дисциплины

  1. Основные исторические сведения о готах и готском языке: Краткая история готов и их королевств. Время создания и происхождение готской письменности. Готский алфавит, особенности орфографии и правила чтения готских слов. Готские письменные памятники. Фонетическая система готского языка: готские гласные: краткие гласные, долгие гласные, дифтонги; готские согласные: система готских согласных фонем, некоторые особенности готского консонантизма. Морфологический строй готского языка: Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Типы склонения имен существительных. Склонение на гласные основы. Основы на -a- (-o-). Основы на -ō- (-ā). Основы на -i-. Основы на -u-. Склонение на согласные основы Основы на -n-. Основы на -r- (-ter-/-tr-). Основы на -nd-. Склонение корневых основ. Имя прилагательное. Сильное склонение прилагательных. Слабое склонение прилагательных. Образование степеней сравнения прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Местоимения 1-го и 2-го лица. Возвратное местоимение. Местоимение 3-го лица. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения. Числительные. Количественные числительные. Порядковые числительные. Употребление падежей. Глагол. Система категорий и форм готского глагола. Спряжение. Структура глагольных форм. Система личных окончаний. Морфологическая классификация глаголов. Сильные глаголы. Сильные глаголы без редупликации. Сильные глаголы с редупликацией. Спряжение сильных глаголов. Слабые глаголы. Спряжение слабых глаголов. Претерито-презентные глаголы. Неправильные глаголы. Выражение временных, видовых и залоговых форм глагола. Именные формы глагола. Инфинитив. Причастия. Наречие. Предлоги. Союзы. Частицы. Словообразование. Синтаксис.

  2. Готские тексты и слова:

I: Чтение, перевод и грамматический разбор текстов из Библии на готском языке с использованием полученных сведений о фонетике, орфографии и грамматике (морфологии, синтаксисе и словообразовании) готского языка: 1) Matthaeus VI, 16-30; VIII, 1-9, 18-32; IX, 1-17; 2) Lukas IV, 1-16; XV, 11-32; 3) Markus VI, 1-56; VIII, 1-38; XV, 1-28; 4) Johannes XI, 1-46; 5) An die Korinther I., XV, 25-58.

II: Историко-этимологический разбор готских слов, по мере их появления в анализируемых текстах, с целью восстановления общегерманских и общеиндоевропейских праформ корней слов и празначений на основе методики внутренней и внешней реконструкции и знания фонетических законов и закономерностей, изученных в курсе «Введение в германскую филологию»; прослеживание на этой основе развитие рассматриваемых слов до современных английского и немецкого языков – простое нахождение соответствий в этих языках без объяснения законов и закономерностей возникновения этих соответствий, изучаемых в последующем курсе истории английского языка.