logo search
Annotatsii_K_Distsiplinam

Социолингвистика

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Познакомить студентов с теоретико-методологическими основами социолингвистики как автономной отрасли языкознания, с категориально-понятийным аппаратом социолингвистики, с ее междисциплинарной матрицей и внутридисциплинартной структурой, с формами существования языка, с современными языковыми процессами в англоязычных социальных и субкультурных диалектах Великобритании и США, с социолектной лексикологией, словообразованием, фразеологией и лексикографией английского и русского языков, с основами сбора, паспортизации, регистрации и анализа социолектного материала.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Социолингвистика» входит как неотъемлемая составная часть в общую систему теоретических и практических дисциплин вариативной части профессионального цикла в профессиональной подготовке выпускника по специальности «филология». Он базируется на предыдущих теоретических и практических курсах: «введение в языкознание», «классические языки» (латинский язык), «лингвострановедение», «введение в германскую филологию», «лексикология», «социолингвистика». В свою очередь он выступает в качестве теоретической и практической основы для последующих теоретических курсов: «лексикография», «история английского языка», «социальная природа языка», «просторечная лексикография» и «типология языков», а также для курсов по практической и теоретической фонетике и грамматике и для практического курса английского языка.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Социолингвистика» у студентов формируются следующие общекультурные компетенции:

ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-3: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-5: умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ОК-7: умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

ОК-9: умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-10: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-11: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.

В результате освоения дисциплины «Социолингвистика» у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-6: способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

ПК-9: способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

ПК-11: готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися;

ПК-12: владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов.

ПК-13: владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов;

ПК-14: владение навыками перевода различных типов текстов с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках;

ПК-15: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах;

В результате освоения дисциплины «Социолингвистика» обучающийся должен:

  1. Методологические основы современной социолингвистики, ее понятийный аппарат, теоретические положения и методы социолингвистического анализа.

  2. Дисциплинарную структуру социолингвистики как автономной отрасли языкознания и ее связь с другими отраслями языкознания.

  3. Основные формы взаимодействия общества и языка.

  4. Основные формы существования полинационального английского языка.

  5. Современное членение британского и американского национальных вариантов английского языка на социальные и субкультурные диалекты.

  6. Современные языковые процессы в английских социальных диалектах на уровнях фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики и фразеологии.

  7. Особенности лексической номинации и словообразования в английских социальных и субкультурных диалектах.

  8. Основы социолексикографии английских социальных и субкультурных диалектов.

  1. Проводить сбор материала социальных и субкультурных диалектов английского и русского языков.

  2. Устанавливать отличительные особенности собранных социолектизмов данных языков.

  3. Определять специфику английских и русских социальных диалектизмов на уровнях лексики и фразеологии.

  4. Классифицировать социолектные словари английского и русского языков

  1. Навыками проведения полевого сбора слов и фразеологизмов и их выборки из словарей и художественных текстов, представляющий материал социальных и субкультурных диалектов английского и русского языков.

  2. В паспортизации и социолексикографическом описании собранного материала.

  3. В установлении ареальных, регионально-территориальных, локальных, социально-этнических, социально-профессиональных и социально-корпоративных особенностей собранных социолектизмов английского и русского языков.

  4. В определении типов и специфики особенностей английских и русских социолектизмов на уровнях лексики и фразеологии.

  5. В классификации социолектных словарей английского и русского языков, выяснении организации их словников и словарных статей, типов дефиниций и словарных помет.

  6. В использовании в курсовых и выпускных квалификационных работах понятийного аппарата, методов и принципов полевого сбора и выборки из художественных текстов социолектологического материала, методологии и методики социолектологического анализа структуры и семантики английских и русских социолектизмов – слов и фразеологизмов, системной организации социолектного вокабуляра, а также элементы словообразовательного и лексикографического анализа социолектного материала.

  7. В проведении анализа структуры и семантики социолектизмов, их словообразовательного и фразеологического анализа.

Содержание разделов дисциплины

Социолингвистика как автономная отрасль языкознания. Термин и понятие «социолингвистика». История становления социолингвистики как науки. Междисциплинарная матрица социолингвистики. Объектно-предметная область социолингвистики. Целевая установка и задачи социолингвистики. Внутридисциплинарная структура социолингвистики.

Категориально-понятийный аппарат социолингвистики. Социальные категории и понятия социолингвистики: общество, сообщество, коллектив, группа, социум, субкультура, маргинальная субкультура. Лингвистические категории и понятия социолингвистики: форма существования языка, экзистенциальная форма языка, социолингвистическая норма, билингвизм, диглоссия.

Основные формы существования языка. Национальный язык, литературный язык, региолект, субстандарт, национальный вариант полинационального языка, койне, креольский язык, язык-пиджин, лингва-франка, сабир, суржик, трасянка, субъязык, социолект, этнолект, диалект, локалект, этносоциолект, этнолокалект, этносоциолокалект.

Основные формы взаимодействия общества и языка. Формы воздействия общества на язык: языковая политика и языковое планирование. Формы влияния языка на общество: коммуникативная, эмотивно-экспрессивная и социопрагматическая функции языка.

Методология социолингвистики. Методы сбора социолингвистических данных: наблюдение, опрос, анкетирование, выборка из письменных текстов и устных текстов СМИ. Методика анализа социолингвистических данных: социолингвистическая матрица.