logo search
Annotatsii_K_Distsiplinam

Диалектология

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Познакомить студентов с теоретико-методологическими основами диалектологии как автономной отрасли языкознания, со спецификой диалектологии в устной и письменной разновидностях литературного английского языка в его основных национальных вариантах – британском и американском, с современными языковыми процессами в англоязычных территориальных диалектах Великобритании и США, с диалектной лексикологией, словообразованием, фразеологией и лексикографией в британском и американском национальных вариантах полинационального английского языка, с основами сбора, паспортизации, регистрации и анализа диалектного материала.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Диалектология» входит как неотъемлемая составная часть в общую систему теоретических и практических дисциплин вариативной части профессионального цикла в профессиональной подготовке выпускника по специальности «филология». Он базируется на предыдущих теоретических и практических курсах: «введение в языкознание», «классические языки» (латинский язык), «лингвострановедение», «введение в германскую филологию», «лексикология», «социолингвистика». В свою очередь он выступает в качестве теоретической и практической основы для последующих теоретических курсов: «лексикография», «история английского языка», «социальная природа языка», «просторечная лексикография» и «типология языков», а также для курсов по практической и теоретической фонетике и грамматике и для практического курса английского языка.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Диалектология» у студентов формируются следующие общекультурные компетенции:

ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.

В результате освоения дисциплины «Введение в германскую филологию» у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-4: владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке;

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-12: владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов.

В результате освоения дисциплины «Диалектология» обучающийся должен:

  1. Методологические основы современной диалектологии, ее понятийный аппарат, теоретические положения и методы диалектологического анализа.

  2. Дисциплинарную структуру диалектологии как автономной отрасли языкознания и ее связь с другими отраслями языкознания

  3. Исторические особенности формирования современных территориальных диалектов британского и американского национальных вариантов английского языка.

  4. Современное членение британского и американского национальных вариантов английского языка на территориальные диалекты.

  5. Современные языковые процессы в английских территориальных диалектах на уровнях фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики и фразеологии.

  6. Особенности лексической номинации и словообразования в английских территориальных диалектах.

  7. Основы лексикографии английских территориальных диалектов.

  1. Проводить сбор материала территориальных диалектов британского и американского национальных вариантов английского языка на основе устных и письменных источников.

  2. Устанавливать отличительные особенности и специфику собранных диалектизмов английского языка на уровнях фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики и фразеологии.

  3. Классифицировать диалектные словари английского языка и типолгизировать их макро- и микроструктуры.

  4. Применять в курсовых и выпускных квалификационных работах теоретический понятийный аппарат и методологию диалектологии и диалектной лексикографии и собранный диалектологический англоязычный материал.

  5. Проводить сопоставление англоязычного и русскоязычного диалектологического материала.

  1. Навыками проведения диалектологического полевого сбора слов и фразеологизмов и их выборки из словарей и художественных текстов, представляющий материал территориальных полинационального английского языка.

  2. Навыками паспортизации и лексикографической регистрации собранного материала.

  3. Навыками установлении ареальных, регионально-территориальных, локальных, социально-этнических, социально-профессиональных и социально-корпоративных особенностей собранных диалектизмов английского языка.

  4. Навыками определения особенностей английских территориальных диалектизмов на уровнях фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики и фразеологии.

  5. Навыками классификации диалектных словарей английского языка, выяснения организации их словников и словарных статей, типов дефиниций и словарных помет.

  6. Навыками использовании в курсовых и выпускных квалификационных работах понятийного аппарата, методов и принципов полевого сбора и выборки диалектологического материала из художественных текстов и словарей, методологии и методики диалектологического анализа произношения, структуры и семантики английских территориальных диалектизмов – слов, фразеологизмов и синтаксических конструкций, системной организации диалектного вокабуляра.

  7. Навыками выявления диалектальных изоглосс на всех уровнях языковой структуры английского языка в его основных национальных вариантах – британском и американском.

  8. Навыками проведения анализа структуры и семантики диалектизмов, их словообразовательного и фразеологического анализа.

Содержание разделов дисциплины

Диалектология как автономная отрасль языкознания. Основные атрибуты диалектологии как автономной отрасли языкознания: термин и понятие, предмет, объект, цели, задачи, дисциплинарная структура, междисциплинарная матрица в науке о языке: диалектология и ареальная лингвистика, диалектология и лингвистическая география, диалектология и социолингвистика. Категориально-понятийный аппарат и методология диалектологии: геолект, региолект, территориальный диалект, наречие, полудиалект или локальный говор, диалектологическая переменная, изоглосса, диалектологический атлас, лингвистический ареал, лингвистический ландшафт; методы сбора и анализа диалектологических данных.

Территориальные диалекты британского и американского вариантов английского языка. Исторические особенности формирования современных территориальных диалектов британского и американского национальных вариантов английского языка. Современное членение британского и американского национальных вариантов английского языка на территориальные диалекты. Современные языковые процессы в англоязычных территориальных диалектах Великобритании и США на уровнях фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики и фразеологии. Особенности лексической номинации и словообразования в англоязычных территориальных диалектах.

Диалектные словари британского и американского вариантов английского языка. Теоретические основы английской диалектной лексикографии: типологизация англоязычных диалектных словарей, мега-, макро- и микроструктурная организация типового диалектного словаря, типология диалектологических словарных помет. Основные монолингвальные диалектные словари британского и американского вариантов английского языка.