logo search
Юрислингвистика - 8

Вопрос 1

Рассказ «Хроника одного избрания» входит в сборник рассказов В.А.Рассыпнова «Вот так и живем» и выдержан в стилистике других произведений, входящих в данный сборник.

Формат произведения (внешние, материальные признаки текста: издание в виде отдельной книги, оформление обложки, опубликование в виде сборника рассказов, включение анализируемого текста в цикл аналогичных рассказов, наличие предисловий и послесловий, выражающих коммуникативное намерение автора) является одной из его жанровых характеристик. В данном случае они подчеркивают неутилитарность текста (в отличие от официально-деловых, публицистических, научных текстов) и позволяют отнести его к художественному произведению.

Рассказ – это малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера, сообщающее об одном событии или типической черте персонажа.

Сюжет данного произведения составляет повествование об одном типическом событии (выборы декана) в одном из вузов современной России. В рассказе проявляются признаки фельетонного жанра – гиперболизация черт персонажей, в данном случае декана («женщина с ухватками фельдфебеля» (с.87)); избрание в качестве сюжетной линии достаточно тривиального события,«житейской мути»; языковой строй произведения, основанный на стилевом контрасте высокой (название рассказа«хроника»,«не соизволила попросить» (с.87), «пришли с челобитной и верноподданническими настроениями» (с. 88)) и разговорной («орать о своих правах» (с. 87),«компьютер с прибамбасами» (с.87), «думать тоже не вредно» (с. 89), «списки выборщиков» (с.89)) лексики и фразеологии.

Образный мир художественного произведения не является отображением реальной действительности, описывая некую условную (как правило, обладающую качествами типичности и обобщенности) ситуацию, лишь в генетическом аспекте могущую иметь отношение к реальным событиям и лицам. Однако даже в аспекте прототипов художественное произведение не может оцениваться как отображение реальной действительности. Реальные жизненные коллизии в этом случае выступают как материал, служащий автору средствомизображения нового, принципиально иного содержания. Новое содержание в литературоведении обозначается термином «идея произведения».

Идейный замысел автора легко восстанавливается из общего контекста сборника рассказов и заключается в том, чтобы показать типические образы в современных жизненных обстоятельствах – на сломе эпох. Данный идейный замысел не является новым в истории русского художественного творчества (ср. «Обломов» И.Гончарова, «Поднятая целина» М.Шолохова, «Котлован» А.Платонова и пр.), произведения подобного рода появляются в каждой национальной культуре при смене социальной формации.

В рассказе «Хроника одного избрания» изображен типичный руководитель «среднего звена», деловые качества которого на «хлебном посту» деформировались в хамство, эгоизм и тиранию. Реалистично изображен также и достаточно аморфный, безгласный трудовой коллектив, которому новые демократические порядки вуза все-таки позволили совершить «бархатную революцию» на факультете. Таким образом, данный художественный текст выполняет особенные эстетические функции и задачи, которые не имеют отношения к действительному фактическому отражению каких-либо реальных ситуаций и лиц.

Жанр хроники и рассказ от первого лица как художественные приемы, служащие целям создания правдоподобия, не снимают условности мира художественного произведения. Использование этих художественных приемов является вполне традиционным для русской и мировой художественной литературы.

Особенностью данного художественного произведения является наличие образа автора, который по законам художественной литературы именуется личным местоимением «Я». В связи с этим следует пояснить, что употребление указанного местоимения есть типичный художественный прием, вводящий в ткань повествования одного из героев произведения – рассказчика. Образ автора – это именно художественный образ, который создается в процессе творчества, как и все другие образы произведения, и не может быть тождествен реальному автору.

Идентифицирующие признаки реальных событий и лиц (ФИО, местонахождение и наименование вуза) в тексте отсутствуют. Высказывания типа «я», «на нашем факультете», «наш декан», «собственную кафедру»и пр. (дейктические и референциальные компоненты текста) идентифицирующую функцию в данном случае выполнить не могут, поскольку описывают условную действительность, созданную автором.

Адресатом произведения выступает неопределенный круг лиц (любой читатель), которые должны оценить его в координатах эстетической коммуникации, т.е. понять идею произведения.

Таким образом, текст рассказа А.В. Рассыпнова «Хроника одного избрания» информации о каком-либо конкретном лице не содержит, поскольку является художественным произведением.