logo
Американское коммуникативное поведение

Глава II.

АМЕРИКАНСКИЙ ХАРАКТЕР И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Коммуникативное поведение народа определяется его нацио­нальным менталитетом и национальным характером. Соотношение менталитета и характера описано нами ранее («Очерк...», с. 39-40). Здесь мы сосредоточимся на описании доминантых черт американс­кого национального характера, которые в наибольшей мере влияют на американское коммуникативное поведение.

L Доминантные черты американского характера

Под доминантными чертами национального характера того или ино­го народа понимаются такие черты, которые в равной степени прояв­ляются у представителей разных возрастных, тендерных, социальных групп и проявляются у представителей данного этноса в разных пред­метных ситуациях. Описание доминантных черт национального харак­тера - это всегда обобщение, типизация.

Существует довольно много описаний доминантных черт американ­ского характера, сделанных как самими американцами, так и (что чаще) иностранцами, познакомившимися сАмерикой и американцами.

Социолог Lord Вгусе описывает американцев как добродушных, по­дающих надежды, образованных, моральных, религиозных, но не бла­гоговейных, с коммерческой жилкой, общительных; при этом он счи­тает их непостоянными, изменчивыми и консервативными. (Making America, с. 22)

Социолог Алекс Инкелес (Alex Inkeles) отмечает, что Америка - стра­на, которую отличают гордость за свое правительство и политические институты, независимость и чувство доверия в совокупности с настой­чивостью, упорством и инициативой, обязательность выполнения обще­ственных действий, волюнтаризм и «организованная демократия», до­верие и взаимное уважение прав, оптимизм, авантюризм, равенство, не­иссякаемая энергия, прагматизм, склонность к дерзости и хвастовству, земные интересы, предпочтение конкретного (Making America, с. 21).

В начале 1960-х годов исследователи Альберт (Albert) и Вильяме (Williams) выделяли как наиболее яркие следующие характеристики американцев: активный подход кжизни, основанный скорее наактив-ном, чем на пассивном восприятии событий, контактность: равенство

25

в общении, предполагающее горизонтальный, равный, а не иерархи­ческий подход в плане социальных отношений, толерантность, стрем­ление кдостижению компромисса, терпимость к разнообразию {Making America, с,23),

По словам Морриса Бебека (Morris Birbeck), американец ищет чего-то лучшего, поэтому он живет и умирает с надеждой. В некотором смыс­ле американец похож на цыгана. Американцы - нация, которая не явля­ется ни «сельской», ни «городской». Они - «сельско-городская» нация (Making America, с.102). Для многих миллионов американцев малень­кий городок означает «дом»-место, где человека любят за то, каким он был всегда, а не за то, кем и каким стал. Взрослые мужчины и женщины испытывают ностальгию по своему «дому» - месту, где существуют доб­рососедские отношения и есть возможность избежать ужасного оди­ночества. (Making America, с. 103).

Попытаемся представить доминантные черты американского наци­онального характера как перечень признаков, поясняя каждую из вы­деляемых черт кратким комментарием, раскрывающим ее содержание.