Общение в школе к вузе
Вуз
В американском колледже или университете студенты ведут достаточно изолированную друг от друга жизнь, стараются обходиться без помощи товарищей по учебе. У американских студентов гораздо больше свободного времени на подготовку, поэтому им помощь не нужна. Группы непостоянные, мало знают друг друга, нет системы взаимной поддержки, студенты мало сближаются между собой.
Американские студенты малоэффективно работают в группе, у них вызывает трудность совместная деятельность - они не знают своей роли в группе и ролей других и поэтому плохо выполняют коллективную работу, если их просит об этом преподаватель. Американские студенты «испытывают стойкое чувство неприязни к групповой деятельности» (А. Балдвин. с. 382).
Не принято подсказывать ответ или отвечать за того, кто не может правильно ответить - каждый должен сам справляться со своими трудностями, кроме того, считается невежливым отвечать за других.
170
Американские студенты плохо адаптируются к изменениям учебной обстановки - они, к примеру, испытывают серьезное беспокойство, если не пришел преподаватель или студент, делающий доклад. Работу в группе пытаются распределить поровну, в отличие от русских, которые делят ее по интересам.
Пользоваться шпаргалками неприлично, а если у кого есть шпаргалка, он будет ее прятать и от преподавателя, и от своих сокурсников, и никогда ею не поделится.
Если замечают шпаргалку у сокурсника, докладывают преподавателю, во многих университетах и колледжах это входит в кодекс чести студента. Если не расскажут, то большинство будет испытывать чувство вины.
Экзамен американские студенты не рассматривают, в отличие от русских студентов, как борьбу студентов с преподавателем («мы против них»), относятся к нему с уважением.
Рабочий день в университетах начинается в 7 утра, но так как все студенты выбирают разные предметы, то занятия могут быть с большими перерывами-начинаться и в 12 дня, и в 8 вечера.
Студенты обычно обсуждают между собой проблемы, характерные для студенческой среды. Наиболее распространенный вопрос, с которого начинается общение «What's your major?» (В какой области ты специализируешься?) Студенты обычно специализируются вдвух областях знаний. Одна, основная - major; другая, второстепенная - minor. Например, русский и литература-major, религия-minor.
В кампусах (студенческих университетских городках) существуют Coed dorm = co-educational dormitory, т.е. общежития, где на одном этаже живут мужчины и женщины, что дает им возможность общаться. В то же время в США до сих пор еще существуют чисто мужские и чисто женские общежития, последние иногда называют virgin vault - склад девственниц.
В студенческом общежитии устанавливаются тесные отношения, У соседа можно одолжить деньги, вещи, еду, Однако может быть и другой вариант-люди, живущие в одной комнате, могут и не общаться: каждый занимается своим делом, никто никого ни о чем не расспрашивает. Твою едуне тронут, но и тебя не угостят. Каждый обитает в своей части комнаты.
Если к соседу по комнате пришли гости, то уходить не обязательно, но проявить вежливость и спросить, не мешаете ли вы - желательно. Если случай особый, то сосед может попросить вас уйти,
171
В вузах существуют Fraternities - ассоциации мужчин и Sororities -ассоциации женщин. Эти ассоциации объединяют студентов университетов по принципу пола. Каждую осень ассоциации проводят неделю открытых дверей - Rush week, для знакомства с их деятельностью и приема новых членов. Для вступления в ассоциацию необходимо подать заявление.
Некоторые университетские ассоциации практикуют довольно жестокие и унизительные ритуалы (hazing) для проверки характера будущего члена ассоциации. Во многих университетах hazing официально запрещено.
После вступления в ассоциацию студент может жить вместе с другими в доме ассоциации. Члены ассоциации устраивают вечера, занимаются благотворительностью. Во многих университетских городках члены братств и землячеств враждуют со студентами, нежелающими туда вступать.
Университетское образование платное и довольно дорогое. Средняя стоимость годового курса, включающая плату за обучение, жилье и питание равна $10.000. Ограниченное количество стипендий дается отличникам, которые испытываютфинансовыетрудности.
Многие студенты подрабатывают - работают неполный рабочий день (в студенческом кафе, дворниками, сторожами, стригут газоны, занимаются репетиторством).
Обычно студенты ходят в бары или танцевальные клубы группами, как правило, по пятницам или субботам. Праздничные и каникулярные дни часто проводят компаниями, выезжая на машине в популярные места отдыха.
Мыльные оперы типа Santa Barbara, General Hospital, The Guiding Light, The Young and the Restless и др. очень популярны в США. Студенты стараются устроить свое расписание так, чтобы можно было посмотреть очередную серию. Обычно это можно сделать в здании Student Union, где размещаются телезал, книжные магазины, комнаты для отдыха, Когда идет очередная серия, залы набиты до отказа.
Преподаватели колледжей и университетов обычно одеты в классические костюмы. Но это в настоящее время относится преимущественно к преподавателям и профессорам старшего поколения. Новое поколение профессоров ведет себя более свободно, могут прийти в шортах и майке («Он уже свой статус установил», говорят о таких преподавателях студенты). Многие преподаватели во время занятий держат на столе банку с колой и «попивают» по ходу дела.
172
Преподаватель входит, здоровается со студентами. Студенты не встают, чтобы приветствовать преподавателя, а просто хором отвечают на его приветствие Hi, Hello. Преподаватели обращаются к студентам обычно по первому имени - John, Mary и т.д.
Студенты заходят и выходят во время занятий, приносят коробки с горячей пищей (например, жареной картошкой) и запросто питаются на лекции. Это ни у кого не вызывает возражений: ритм жизни напряженный, человек не успел поесть. Правда, некоторые старые профессора перед началом своего курса предупреждают: «Я буду благодарен, если вы не будете приносить пищу в аудиторию» (обратим внимание на тактику просьбы!).
Обычно преподаватели не делают замечания разговаривающим студентам (право личности на обмен мнениями), но студенты, как правило, не отвлекаются - за учебу заплачены деньги, нерационально платить их зря.
Когда преподаватель читает лекцию, то, что он говорит, как правило, есть в розданных материалах на столах перед студентами. Кроме того, тексты всех лекций, которые читаются студентам, есть в библиотеке.
После ряда лекций преподаватель дает тест, отметки за который вывешиваются у деканата, причем фамилий в вывешенном списке нет, а естьтолько номера удостоверений личности. Преподаватели вуза, так же, какишкольныеучителя.оченьзаботятся, чтобы, не дай Бог, не унизить кого-нибудь.
Отношения между студентами поверхностные, но дружеские. Группы, какправило, многонациональны.
Как правило вся жизнь проходит в кампусе, ближайший городок в 20 километрах, без машины не доберешься.
Вечером могут быть вечеринки, довольно скучные - пьют пиво, колу, охлажденный чай, едят пиццу, гамбургеры, салаты, иногда танцуют.
Уровень образованности и общей культуры студентов невелик, часто студенты задают очень наивные для русского человека вопросы. Одна студентка, по рассказам русских стажеров, оченьудивилась, что в России говорят по-русски, она не знала, что есть такой язык, думала, что весь мир говорит по-английски.
Школа
Уроки в школах идут в основном в виде лекций (если это не бег и т.п.), после двух-трехлекций-тест.
Если дают тесты с « multiple choice» (множественным выбором) -то все ученики справляются, если тесты без «choice» - все впадают в тихую панику.
Учителя боятся подвергнуть ребенка дискриминации из-за объявления вслух плохой отметки, поэтому стараются оценки необъявлять. Результаты контрольных и тестов учителя вслух вообще не объявляют, поэтому кто и как учится в классе, в целом никто не знает.
Поведение учащихся в школе во время занятий обычно спокойное. На уроке нетжесткой дисциплины - ребенок может встать, попить соку, взять у кого-нибудь ручку, сесть в любой позе, пройтись по классу. Поза при сидении свободная, а когда звенит звонок, никто не срывается, как безумный, чтобы выбежать из класса.
Если кто-то шумит на уроке, его могут записать в особый журнал, и если там набирается 3 замечания, то такого ученика вызовет директор для беседы.
Все учащиеся общаются друг с другом доброжелательно. Принято, как и во взрослом обществе, все время улыбаться. Русскую девочку, учившуюся по обмену, донимали: почему не улыбаешься, разве тебе не нравится Америка?
Классы, как правило, многоэтнические. Дружеское общение между представителями разных этнических групп- нормальное дело.
В школах- бесконечные школьные праздники, конкурсы и спортивные соревнования. Победителей прославляют как героев, фотографируют и заносят в школьную книгу почета.
Никакой школьной формы нет. Дети одеты очень просто - джинсы и футболка, джинсы и свитер.
Отношение учителей к ученикам уважительное, ученик считается взрослым, его мнение по разным вопросам спрашивают и учитывают. Учителя разговаривают с учащимися как со взрослыми, серьезно и на равных, никогда не поднимают на ученика голос.
Не существует большой дистанции между учениками и учителями. Преподаватели одеты почти также, как ученики - джинсы, футболка, свитер. Учителя не поддерживают жесткой дисциплины в классе, позволяют ученикам общаться с ними достаточно неформально.
Ученики уважительно относятся к своим учителям, здороваются с ними при случайной встрече. Очень часто между учениками и учителями, особенно классным руководителем, устанавливаются дружеские отношения, которые могут длиться десятилетия после окончания школы.
174
- Содержание
- Раздел 1 - и.А. Стернин, м.А. Стернина, к.М. Шилихина, о.В. Высочина, о.М. Воевудская, л.А. Добрынина, н.И. Марченко, о.В. Марченко, ю.В.Таранцей, Pamela Martin, Richard Daigle;
- 2. Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной лингвистике последних десятилетий
- 3. Проблема типизации описания коммуникативного поведения
- 4. Модели описания коммуникативного поведения народа
- Глава II.
- Независимость
- Индивидуализм
- Трудолюбие, добросовестность
- Предприимчивость, деловитость
- Приоритет деловых отношений над личными
- Любовь н большому, выдающемуся
- Спортивность
- Патриотизм
- Национальный эгоцентризм
- «Короткая память»
- Дисиретиость восприятия
- 38 Стремление и благотворительности
- Спокойное отношение и неудачам
- Отсутствие робости перед авторитетами
- Готовность принять вызов
- Большая роль семейных ценностей
- Законопослушность
- Стремление и правовой и моральной защищенности
- Отсутствие понятия «грязная работа»
- Правдивость
- Честность
- Доверчивость
- Уважение и религии, библии
- Самонритичность
- Чувство соседства
- Мобильность
- 2. Доминантные черты американского коммуникативного поведения
- Общительность
- Открытость
- Прямота в общении
- 56 Эмоциональность
- Выраженная доброжелательность
- Коммуникативный оптимизм
- Шумность
- Нелюбовь к тишине
- Агрессивная самопрезентация
- Деловитость общения
- Стремление к компромиссу в общении
- Стремление «не быть личным»
- Ситуативное™ эмоционального поведения
- Доверие и устному слову
- Толерантность
- Высокая доля юмора в общении
- Глава III. Американское вербальное коммуникативное поведение
- 7. Общие особенности американского вербального коммуникативного поведения
- Коммуникативные табу
- Коммуникативные императивы
- Звфемизация
- 2. Американское вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях Установление номмунииативного нонтанта
- Знакомство
- Прекращение коммуникативного нонтанта
- Приглашение и планирование
- Благодарность
- Извинение
- Поздравление
- Соболезнование
- Комплимент
- Публичная речь
- 3. Американское вербальное поведение в коммуникативных сферах
- Общение со знакомыми
- Общение с незнакомыми
- Общение с друзьями
- Общение между мужчинами и женщинами
- Общение с иностранцами
- Общение с соседями
- Общение в семье
- Общение между супругами
- Общение с детьми
- Общение с гостями и в гостях
- Категории приглашенных гостей
- Повод для приглашения
- Общение в коллективе
- Общение в общественных местах
- Общение в магазине
- Общение в кафе, ресторане
- Общение с обслуживающим персоналом
- Официальное общение
- Общение при ухаживании
- Свадьба
- Общение в праздники
- Общение в свободное время
- Общение в школе к вузе
- Письменное общение
- Телефонное общение
- Алкоголь и общение
- Курение и общение
- Юмор и общение
- Глава IV. Американское невербальное коммуникативное поведение
- Дистанция общения
- Место общения
- Личное пространство
- Общение при движении
- Время общения
- Сопровождение собеседника
- Объятия
- Улыбка в общении
- Положение тела при общении
- Нонтант взглядом
- Молчание
- Американские шесты
- Социальный символизм
- Культурно
- Символика передвижения
- Символика регионов
- Ассоциативное восприятие президентов
- Символика праздников
- Глава V.
- 2. Вербальное коммуникативное поведение
- 3. Невербальное коммуникативное поведение
- 2. Неформальность
- 8. Ориентация на собеседника
- 10. Коммуникативная реанцня
- 77. Объем общения
- 12. Невербальное поведение
- Заключение
- Литература