Стремление «не быть личным»
Американцы стараются строить общение так, чтобы не затрагивать личные темы, не нарушать «прайвеси» собеседника. Считается, что каждый человек имеет право на неприкосновенность его личной жизни, и нельзя затрагивать вопросы, которые могут его этой неприкосновенности лишить.
Г. Альтен отмечает, что, несмотря на общую открытость общения, в некоторых ситуациях американцы ведут себя сдержанно:
если обсуждаемая тема, по их мнению, слишком личная (запах изо рта, сексуальные проблемы, личные недостатки);
если они не хотят отвечать согласием на какую-либо просьбу, но в то же время не хотят обидеть собеседника (особенно это проявляется в общении с иностранцами);
если они недостаточно хорошо знакомы с собеседником, чтобы об суждать личные проблемы;
если в разговоре с очень близким человеком не хотят каким-либо образом задеть его чувства, вызвать у собеседника неприятные ощу щения при обсуждении деликатной проблемы (Althen, с. 19).
Нелюбознательность, малолюбопытность в общении
Американцы малолюбопытны, почти не интересуются зарубежной жизнью, их интересы - в своем регионе, в своей стране.
В.Песков и В. Стрельников писали: «Поразительна нелюбознательность массы американцев, во всех беседах спрашивали мы. Такую же
61
возможность имел любой из наших собеседников. Но движение было, как правило,односторонним».
Университетский преподаватель английского языка из России, будучи на конференции в штате Нью-Йорк, в течение четырех часов после конференции ехала в автомобиле с тремя коллегами-американскими преподавателями английского языка как иностранного. За это время она расспросила американок, которые оказались учителями школ, обо всех особенностях преподавания английского как иностранного в школах штата, о возможностях повышения квалификации учителей, и не получила ни одного аналогичного вопроса в ответ.
Американцы обсуждают в основном своих местных кумиров - великих баскетболистов, футболистов, актеров, журналистов, авторов знаменитых книг, кинозвезд и комиков. Приоритет всегда отдается местным новостям.
Тематическая ограниченность общения, малоинформированность
Средний американец хорошо знает лишь свою узкую область, он можетуглубленно общаться в основном в сфере своих профессиональных или сугубо личных интересов.
Американцы мало знают о других странах. Американская студентка спросила русскую: «У вас там берлинская стенаупала?»
М. Жванецкий писал в своем очерке «Я играю Америку»: «Читать некогда, узнавать некогда». «Я книг не читаю, я читаю газеты», «Я в театр не хожу». Об этом говорят с гордостью. «Вон там сидит человек, он читает книги, вы все у него узнаете». »Вон сидит математик, он знает».... Эти читают книги, эти делают деньги, эти выдумывают самолет, эти знают только, куда нажимать, где выключать. Никто не знает, как устроено. Знают несколько мальчиков в Хьюстоне, у них и спросите».
Американцы без всякого стеснения или угрызений совести легко отвечают «Не знаю» на любые вопросы собеседника.
- Содержание
- Раздел 1 - и.А. Стернин, м.А. Стернина, к.М. Шилихина, о.В. Высочина, о.М. Воевудская, л.А. Добрынина, н.И. Марченко, о.В. Марченко, ю.В.Таранцей, Pamela Martin, Richard Daigle;
- 2. Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной лингвистике последних десятилетий
- 3. Проблема типизации описания коммуникативного поведения
- 4. Модели описания коммуникативного поведения народа
- Глава II.
- Независимость
- Индивидуализм
- Трудолюбие, добросовестность
- Предприимчивость, деловитость
- Приоритет деловых отношений над личными
- Любовь н большому, выдающемуся
- Спортивность
- Патриотизм
- Национальный эгоцентризм
- «Короткая память»
- Дисиретиость восприятия
- 38 Стремление и благотворительности
- Спокойное отношение и неудачам
- Отсутствие робости перед авторитетами
- Готовность принять вызов
- Большая роль семейных ценностей
- Законопослушность
- Стремление и правовой и моральной защищенности
- Отсутствие понятия «грязная работа»
- Правдивость
- Честность
- Доверчивость
- Уважение и религии, библии
- Самонритичность
- Чувство соседства
- Мобильность
- 2. Доминантные черты американского коммуникативного поведения
- Общительность
- Открытость
- Прямота в общении
- 56 Эмоциональность
- Выраженная доброжелательность
- Коммуникативный оптимизм
- Шумность
- Нелюбовь к тишине
- Агрессивная самопрезентация
- Деловитость общения
- Стремление к компромиссу в общении
- Стремление «не быть личным»
- Ситуативное™ эмоционального поведения
- Доверие и устному слову
- Толерантность
- Высокая доля юмора в общении
- Глава III. Американское вербальное коммуникативное поведение
- 7. Общие особенности американского вербального коммуникативного поведения
- Коммуникативные табу
- Коммуникативные императивы
- Звфемизация
- 2. Американское вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях Установление номмунииативного нонтанта
- Знакомство
- Прекращение коммуникативного нонтанта
- Приглашение и планирование
- Благодарность
- Извинение
- Поздравление
- Соболезнование
- Комплимент
- Публичная речь
- 3. Американское вербальное поведение в коммуникативных сферах
- Общение со знакомыми
- Общение с незнакомыми
- Общение с друзьями
- Общение между мужчинами и женщинами
- Общение с иностранцами
- Общение с соседями
- Общение в семье
- Общение между супругами
- Общение с детьми
- Общение с гостями и в гостях
- Категории приглашенных гостей
- Повод для приглашения
- Общение в коллективе
- Общение в общественных местах
- Общение в магазине
- Общение в кафе, ресторане
- Общение с обслуживающим персоналом
- Официальное общение
- Общение при ухаживании
- Свадьба
- Общение в праздники
- Общение в свободное время
- Общение в школе к вузе
- Письменное общение
- Телефонное общение
- Алкоголь и общение
- Курение и общение
- Юмор и общение
- Глава IV. Американское невербальное коммуникативное поведение
- Дистанция общения
- Место общения
- Личное пространство
- Общение при движении
- Время общения
- Сопровождение собеседника
- Объятия
- Улыбка в общении
- Положение тела при общении
- Нонтант взглядом
- Молчание
- Американские шесты
- Социальный символизм
- Культурно
- Символика передвижения
- Символика регионов
- Ассоциативное восприятие президентов
- Символика праздников
- Глава V.
- 2. Вербальное коммуникативное поведение
- 3. Невербальное коммуникативное поведение
- 2. Неформальность
- 8. Ориентация на собеседника
- 10. Коммуникативная реанцня
- 77. Объем общения
- 12. Невербальное поведение
- Заключение
- Литература