Глава II.
АМЕРИКАНСКИЙ ХАРАКТЕР И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Коммуникативное поведение народа определяется его национальным менталитетом и национальным характером. Соотношение менталитета и характера описано нами ранее («Очерк...», с. 39-40). Здесь мы сосредоточимся на описании доминантых черт американского национального характера, которые в наибольшей мере влияют на американское коммуникативное поведение.
L Доминантные черты американского характера
Под доминантными чертами национального характера того или иного народа понимаются такие черты, которые в равной степени проявляются у представителей разных возрастных, тендерных, социальных групп и проявляются у представителей данного этноса в разных предметных ситуациях. Описание доминантных черт национального характера - это всегда обобщение, типизация.
Существует довольно много описаний доминантных черт американского характера, сделанных как самими американцами, так и (что чаще) иностранцами, познакомившимися сАмерикой и американцами.
Социолог Lord Вгусе описывает американцев как добродушных, подающих надежды, образованных, моральных, религиозных, но не благоговейных, с коммерческой жилкой, общительных; при этом он считает их непостоянными, изменчивыми и консервативными. (Making America, с. 22)
Социолог Алекс Инкелес (Alex Inkeles) отмечает, что Америка - страна, которую отличают гордость за свое правительство и политические институты, независимость и чувство доверия в совокупности с настойчивостью, упорством и инициативой, обязательность выполнения общественных действий, волюнтаризм и «организованная демократия», доверие и взаимное уважение прав, оптимизм, авантюризм, равенство, неиссякаемая энергия, прагматизм, склонность к дерзости и хвастовству, земные интересы, предпочтение конкретного (Making America, с. 21).
В начале 1960-х годов исследователи Альберт (Albert) и Вильяме (Williams) выделяли как наиболее яркие следующие характеристики американцев: активный подход кжизни, основанный скорее наактив-ном, чем на пассивном восприятии событий, контактность: равенство
25
в общении, предполагающее горизонтальный, равный, а не иерархический подход в плане социальных отношений, толерантность, стремление кдостижению компромисса, терпимость к разнообразию {Making America, с,23),
По словам Морриса Бебека (Morris Birbeck), американец ищет чего-то лучшего, поэтому он живет и умирает с надеждой. В некотором смысле американец похож на цыгана. Американцы - нация, которая не является ни «сельской», ни «городской». Они - «сельско-городская» нация (Making America, с.102). Для многих миллионов американцев маленький городок означает «дом»-место, где человека любят за то, каким он был всегда, а не за то, кем и каким стал. Взрослые мужчины и женщины испытывают ностальгию по своему «дому» - месту, где существуют добрососедские отношения и есть возможность избежать ужасного одиночества. (Making America, с. 103).
Попытаемся представить доминантные черты американского национального характера как перечень признаков, поясняя каждую из выделяемых черт кратким комментарием, раскрывающим ее содержание.
- Содержание
- Раздел 1 - и.А. Стернин, м.А. Стернина, к.М. Шилихина, о.В. Высочина, о.М. Воевудская, л.А. Добрынина, н.И. Марченко, о.В. Марченко, ю.В.Таранцей, Pamela Martin, Richard Daigle;
- 2. Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной лингвистике последних десятилетий
- 3. Проблема типизации описания коммуникативного поведения
- 4. Модели описания коммуникативного поведения народа
- Глава II.
- Независимость
- Индивидуализм
- Трудолюбие, добросовестность
- Предприимчивость, деловитость
- Приоритет деловых отношений над личными
- Любовь н большому, выдающемуся
- Спортивность
- Патриотизм
- Национальный эгоцентризм
- «Короткая память»
- Дисиретиость восприятия
- 38 Стремление и благотворительности
- Спокойное отношение и неудачам
- Отсутствие робости перед авторитетами
- Готовность принять вызов
- Большая роль семейных ценностей
- Законопослушность
- Стремление и правовой и моральной защищенности
- Отсутствие понятия «грязная работа»
- Правдивость
- Честность
- Доверчивость
- Уважение и религии, библии
- Самонритичность
- Чувство соседства
- Мобильность
- 2. Доминантные черты американского коммуникативного поведения
- Общительность
- Открытость
- Прямота в общении
- 56 Эмоциональность
- Выраженная доброжелательность
- Коммуникативный оптимизм
- Шумность
- Нелюбовь к тишине
- Агрессивная самопрезентация
- Деловитость общения
- Стремление к компромиссу в общении
- Стремление «не быть личным»
- Ситуативное™ эмоционального поведения
- Доверие и устному слову
- Толерантность
- Высокая доля юмора в общении
- Глава III. Американское вербальное коммуникативное поведение
- 7. Общие особенности американского вербального коммуникативного поведения
- Коммуникативные табу
- Коммуникативные императивы
- Звфемизация
- 2. Американское вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях Установление номмунииативного нонтанта
- Знакомство
- Прекращение коммуникативного нонтанта
- Приглашение и планирование
- Благодарность
- Извинение
- Поздравление
- Соболезнование
- Комплимент
- Публичная речь
- 3. Американское вербальное поведение в коммуникативных сферах
- Общение со знакомыми
- Общение с незнакомыми
- Общение с друзьями
- Общение между мужчинами и женщинами
- Общение с иностранцами
- Общение с соседями
- Общение в семье
- Общение между супругами
- Общение с детьми
- Общение с гостями и в гостях
- Категории приглашенных гостей
- Повод для приглашения
- Общение в коллективе
- Общение в общественных местах
- Общение в магазине
- Общение в кафе, ресторане
- Общение с обслуживающим персоналом
- Официальное общение
- Общение при ухаживании
- Свадьба
- Общение в праздники
- Общение в свободное время
- Общение в школе к вузе
- Письменное общение
- Телефонное общение
- Алкоголь и общение
- Курение и общение
- Юмор и общение
- Глава IV. Американское невербальное коммуникативное поведение
- Дистанция общения
- Место общения
- Личное пространство
- Общение при движении
- Время общения
- Сопровождение собеседника
- Объятия
- Улыбка в общении
- Положение тела при общении
- Нонтант взглядом
- Молчание
- Американские шесты
- Социальный символизм
- Культурно
- Символика передвижения
- Символика регионов
- Ассоциативное восприятие президентов
- Символика праздников
- Глава V.
- 2. Вербальное коммуникативное поведение
- 3. Невербальное коммуникативное поведение
- 2. Неформальность
- 8. Ориентация на собеседника
- 10. Коммуникативная реанцня
- 77. Объем общения
- 12. Невербальное поведение
- Заключение
- Литература