2. Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной лингвистике последних десятилетий
Существует множество работ, в которых содержатся интересные наблюдения над особенностями общения того или иного народа. Мы остановимся в нашем кратком обзоре лишь на отечественных работах поледних десятилетий, посвященных непосредственно системному описанию коммуникативного поведения народа в целом или отдельных социальных групп носителей языка.
Термин коммуникативное поведение был введен нами в 1989 г. (И.А. Стернин. О понятии коммуникативного поведения//Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S. 279 - 282). Однако еще в 70-80-ых г.г. сектором психолингвистики Института языкознания АН СССР были выпущены три сборника:
Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977; Национально-культурная специфика общения народов СССР. М., 1982; Этнопсихолингвистика. М..1988.
В этих сборниках впервые предпринималась попытка описать национальные особенности общения разных народов. К сожалению, эта серия дальнейшего развития не получила.
14
В 1991 г. в Галле (ГДР) публикуется брошюра И.А. Стернина «Очерк русского коммуникативного поведения», в которой впервые предпринята попытка системного описания коммуникативного поведения одного народа.
В 1998 г. в Москве выходит на английском языке исследование Л. Броснаха*на «Русская и английская невербальная коммуникация», где в системном виде представлены невербальные компоненты русского и английского коммуникативного поведения.
В 2000 г. в Воронеже в рамках проекта кафедры общего языкознания и стилистики ВГУ«Коммуникативное поведение» начинает выходить одноименная серия изданий, посвященная исследованию разных аспектов коммуникативного поведения. Выходит брошюра И.А. Стернина «Модели описания коммуникативного поведения», монография Н.А. Лемяскиной и И.А. Стернина «Коммуникативное поведение младшего школьника», посвященная разработке проблем возрастного коммуникативного поведения.
Появляются первые тематические сборники, описывающие коммуникативное поведение:
Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1./ Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2000.
Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2. / Под ред. И.П. Лысаковой. СПб., 2001.
Наконец, в 2001 г. в Воронеже выходит коллективная монография «Очерк американского коммуникативного поведения» под ред. И.А.Стернина, М.А.Стерниной, в которой впервые системно описано американское коммуникативное поведение.
В кратком обзоре мы не приводим статей, посвященных проблемам коммуникативного поведения, которые стали появляться в последнее десятилетие, а также не рассматриваем исследования, касающиеся собственно языкового аспекта коммуникативного поведения -к примеру, работ Н.И. Формановской по речевому этикету, работ А.А. и Т.Е. Акишиных по русским жестам и мимике и мн. др. Эти работы во многом способствовали появлению науки о коммуникативном поведении, однако сами они посвящены не собственно описанию коммуникативного поведения народа как совокупности норм и традиций общения, а описанию языковых средств такого общения.
Появляются первые библиографии работ по коммуникативному поведению:
15
Высочина О,В. Исследования по проблемам коммуникативного поведения, опубликованные членами воронежской проблемной группы «Коммуникативное поведение» в 80~9Оых г.г.// русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1, Воронеж, 2000, с.88-98 (описаны 180 публикаций); Публикации кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им.Герцена. Проблемы коммуникативного поведения, этнического менталитета и национально ориентированной методики обучения РКИ // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2, СПб., 2001, с.159-161 (описаны 27 публикаций); Исследования, опубликованные членами проблемной группы «Коммуникативное поведение» по проблемам американского коммуникативного поведения // Очерк американского коммуникативного поведения. Воронеж, 2001, с. 196-198 (описаны 25 публикаций).
Количество исследований в области коммуникативного поведения разных народов быстро растет, что свидетельствует об актуальности и перспективности данного научного направления.
Создание в конце 90-ых г.г. РОПРЯЛ заметно стимулировало исследования в области коммуникативного поведения.
Российское общество преподавателей русского языка и литературы определило исследование коммуникативного поведения как одно из приоритетных научных направлений в своей деятельности. В рамках данного научного направления, которое получило название «Коммуникативное поведение (народ, группа, личность)» (руководители И.А. Стернин, Ю.Е. Прохоров), ставится цель -исследованиекоммуникативного поведения как интегрального компонента национальной, групповой и личностной культур. Задачами исследования являются:
теоретическая разработка понятия коммуникативного поведения;
разработка принципов и методик изучения и описания коммуника тивного поведения;
разработка моделей описания коммуникативного поведения;
практическое описание коммуникативного поведения личности, ком муникативного поведения возрастных, социальных, профессиональ ных и тендерных групп, территориальных общностей, национального коммуникативного поведения различных народов;
• разработка методики обучения национальному коммуникативному поведению в процессе обучения языку как иностранному, а также раз работка проблемы формирования социально-адекватного коммуника-
16
тивного поведения представителей различных социальных групп и отдельных личностей;
• исследование проблемы толерантного коммуникативного поведения личности и его формирования.
В рамках направления созданы несколько секций. Секция № 1 "Национальное коммуникативное поведение" ставит перед собой следующие задачи:
разработка моделей описания национального коммуникативного по ведения;
изучение и описание основных особенностей русского коммуника тивного поведения как отражения русского менталитета, националь ного характера и стереотипов русского поведения;
описание типичных особенностей коммуникативного поведения рус ского человека, проявляющихся в его повседневной коммуникативной практике в стандартных коммуникативных ситуациях и коммуникатив ных сферах;
контрастивное описание русского коммуникативного поведения в сравнении с коммуникативным поведением народов Европы, Амери ки, Азии, Ближнего Востока и др. стран;
разработка методик формирования у изучающих иностранный язык навыков адекватного понимания коммуникативного поведения народа страны изучаемого языка и овладения релевантными нормами нацио нального коммуникативного поведения страны изучаемого языка.
Секция №2 «Групповое и личностное коммуникативное поведение» ставит следующие задачи:
разработка моделей описания группового коммуникативного пове дения;
описание коммуникативного поведения отдельных социальных, про фессиональных, возрастных и тендерных групп населения России;
проблема оптимизации коммуникативного поведения отдельных групп населения;
разработка моделей описания коммуникативного поведения отдель ной личности;
описание коммуникативного поведения известных личностей про шлого и настоящего;
проблема формирования адекватного коммуникативного поведения личности в группе и в обществе в целом.
17
Координируют работу по данному направлению кафедра общего языкознания и стилистики Воронежского ГУ и ИРЯ им. Пушкина (Москва).
Таким образом, в настоящее время можно говорить об изучении трех видов коммуникативного поведения - национальное, групповое и личностное. Предлагаемая работа посвящена исследованию национального коммуникативного поведения.
- Содержание
- Раздел 1 - и.А. Стернин, м.А. Стернина, к.М. Шилихина, о.В. Высочина, о.М. Воевудская, л.А. Добрынина, н.И. Марченко, о.В. Марченко, ю.В.Таранцей, Pamela Martin, Richard Daigle;
- 2. Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной лингвистике последних десятилетий
- 3. Проблема типизации описания коммуникативного поведения
- 4. Модели описания коммуникативного поведения народа
- Глава II.
- Независимость
- Индивидуализм
- Трудолюбие, добросовестность
- Предприимчивость, деловитость
- Приоритет деловых отношений над личными
- Любовь н большому, выдающемуся
- Спортивность
- Патриотизм
- Национальный эгоцентризм
- «Короткая память»
- Дисиретиость восприятия
- 38 Стремление и благотворительности
- Спокойное отношение и неудачам
- Отсутствие робости перед авторитетами
- Готовность принять вызов
- Большая роль семейных ценностей
- Законопослушность
- Стремление и правовой и моральной защищенности
- Отсутствие понятия «грязная работа»
- Правдивость
- Честность
- Доверчивость
- Уважение и религии, библии
- Самонритичность
- Чувство соседства
- Мобильность
- 2. Доминантные черты американского коммуникативного поведения
- Общительность
- Открытость
- Прямота в общении
- 56 Эмоциональность
- Выраженная доброжелательность
- Коммуникативный оптимизм
- Шумность
- Нелюбовь к тишине
- Агрессивная самопрезентация
- Деловитость общения
- Стремление к компромиссу в общении
- Стремление «не быть личным»
- Ситуативное™ эмоционального поведения
- Доверие и устному слову
- Толерантность
- Высокая доля юмора в общении
- Глава III. Американское вербальное коммуникативное поведение
- 7. Общие особенности американского вербального коммуникативного поведения
- Коммуникативные табу
- Коммуникативные императивы
- Звфемизация
- 2. Американское вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях Установление номмунииативного нонтанта
- Знакомство
- Прекращение коммуникативного нонтанта
- Приглашение и планирование
- Благодарность
- Извинение
- Поздравление
- Соболезнование
- Комплимент
- Публичная речь
- 3. Американское вербальное поведение в коммуникативных сферах
- Общение со знакомыми
- Общение с незнакомыми
- Общение с друзьями
- Общение между мужчинами и женщинами
- Общение с иностранцами
- Общение с соседями
- Общение в семье
- Общение между супругами
- Общение с детьми
- Общение с гостями и в гостях
- Категории приглашенных гостей
- Повод для приглашения
- Общение в коллективе
- Общение в общественных местах
- Общение в магазине
- Общение в кафе, ресторане
- Общение с обслуживающим персоналом
- Официальное общение
- Общение при ухаживании
- Свадьба
- Общение в праздники
- Общение в свободное время
- Общение в школе к вузе
- Письменное общение
- Телефонное общение
- Алкоголь и общение
- Курение и общение
- Юмор и общение
- Глава IV. Американское невербальное коммуникативное поведение
- Дистанция общения
- Место общения
- Личное пространство
- Общение при движении
- Время общения
- Сопровождение собеседника
- Объятия
- Улыбка в общении
- Положение тела при общении
- Нонтант взглядом
- Молчание
- Американские шесты
- Социальный символизм
- Культурно
- Символика передвижения
- Символика регионов
- Ассоциативное восприятие президентов
- Символика праздников
- Глава V.
- 2. Вербальное коммуникативное поведение
- 3. Невербальное коммуникативное поведение
- 2. Неформальность
- 8. Ориентация на собеседника
- 10. Коммуникативная реанцня
- 77. Объем общения
- 12. Невербальное поведение
- Заключение
- Литература