logo search
Американское коммуникативное поведение

Индивидуализм

Американское общество индивидуалистично по своей природе. Ин­тересы личности превалируют над интересами коллектива, дружеско­го круга и даже семьи. Отец и сын могут конкурировать за одно рабо­чее место. Победитель скажет проигравшему: «Тебе не повезло».

29

Американский индивидуализм проявляется в употреблении личных местоимений; американцы говорят «моя семья», «мой колледж», «моя страна» (ср. у русских - «наша семья», «наш институт», «наша страна»).

Самостоятельность суждений и поведения

Американец во всем проявляет самостоятельность, независимость, он привык к опоре на собственные силы. Просить помощи у других не­желательно: это считается стыдным, демонстрацией слабости. В кол­лективе не принято рассчитывать на помощь коллег

С самого детства, как отмечает А. Лейниер, американца учат ана­лизировать, задавать вопросы, исследовать. «Пойди и поищи в спра­вочнике» - обычный ответ ребенку на его вопрос. Школьные задания составляются таким образом, чтобы ребенок обратился к наибольше­му количеству дополнительного материала и обдумал многие вопро­сы самостоятельно. Уже с младших классов ребенка учат пользовать­ся библиотеками, где он может получить свежую информацию и озна­комиться с новейшими идеями (Lanier, с. 19-20).

Обучение самостоятельной добыче информации - традиционный компонентучебныхзаданий. Например, вуниверситетском курсе «Пуб­личная речь» есть темы, связанные с получением сведений по интере­сующей теме. Студенты отправляются в библиотеку, они обязаны по­лучить информацию непременно из разных источников: исторических, публицистических, статистическихит.п. Со школы детей приучают точ­но документировать источник информации.

Стимулом к формированию самостоятельности в суждениях явля­ется так называемый сократовский метод на университетских лекциях. Студенты, поощряемые преподавателем, высказывают собственные суждения по обсуждаемой теме (их степень подготовленности к обсуж­дению может колебаться от нуля до 100%, и это никаким образом не ограничивает их в свободе высказываний). Обращает на себя внима­ние корректное поведение преподавателя: высказывания типа «Что за ерунда?!» или «Вы сначала подготовьтесь, а потом рассуждайте!» в принципе невозможны.