logo search
Американское коммуникативное поведение

Общение в школе к вузе

Вуз

В американском колледже или университете студенты ведут доста­точно изолированную друг от друга жизнь, стараются обходиться без помощи товарищей по учебе. У американских студентов гораздо боль­ше свободного времени на подготовку, поэтому им помощь не нужна. Группы непостоянные, мало знают друг друга, нет системы взаимной поддержки, студенты мало сближаются между собой.

Американские студенты малоэффективно работают в группе, у них вызывает трудность совместная деятельность - они не знают своей роли в группе и ролей других и поэтому плохо выполняют коллектив­ную работу, если их просит об этом преподаватель. Американские сту­денты «испытывают стойкое чувство неприязни к групповой деятель­ности» (А. Балдвин. с. 382).

Не принято подсказывать ответ или отвечать за того, кто не может правильно ответить - каждый должен сам справляться со своими труд­ностями, кроме того, считается невежливым отвечать за других.

170

Американские студенты плохо адаптируются к изменениям учебной обстановки - они, к примеру, испытывают серьезное беспокойство, если не пришел преподаватель или студент, делающий доклад. Работу в группе пытаются распределить поровну, в отличие от русских, кото­рые делят ее по интересам.

Пользоваться шпаргалками неприлично, а если у кого есть шпар­галка, он будет ее прятать и от преподавателя, и от своих сокурсников, и никогда ею не поделится.

Если замечают шпаргалку у сокурсника, докладывают преподава­телю, во многих университетах и колледжах это входит в кодекс чести студента. Если не расскажут, то большинство будет испытывать чув­ство вины.

Экзамен американские студенты не рассматривают, в отличие от русских студентов, как борьбу студентов с преподавателем («мы про­тив них»), относятся к нему с уважением.

Рабочий день в университетах начинается в 7 утра, но так как все студенты выбирают разные предметы, то занятия могут быть с боль­шими перерывами-начинаться и в 12 дня, и в 8 вечера.

Студенты обычно обсуждают между собой проблемы, характерные для студенческой среды. Наиболее распространенный вопрос, с кото­рого начинается общение «What's your major?» (В какой области ты спе­циализируешься?) Студенты обычно специализируются вдвух облас­тях знаний. Одна, основная - major; другая, второстепенная - minor. Например, русский и литература-major, религия-minor.

В кампусах (студенческих университетских городках) существуют Coed dorm = co-educational dormitory, т.е. общежития, где на одном эта­же живут мужчины и женщины, что дает им возможность общаться. В то же время в США до сих пор еще существуют чисто мужские и чисто женские общежития, последние иногда называют virgin vault - склад девственниц.

В студенческом общежитии устанавливаются тесные отношения, У соседа можно одолжить деньги, вещи, еду, Однако может быть и дру­гой вариант-люди, живущие в одной комнате, могут и не общаться: каждый занимается своим делом, никто никого ни о чем не расспра­шивает. Твою едуне тронут, но и тебя не угостят. Каждый обитает в своей части комнаты.

Если к соседу по комнате пришли гости, то уходить не обязательно, но проявить вежливость и спросить, не мешаете ли вы - желательно. Если случай особый, то сосед может попросить вас уйти,

171

В вузах существуют Fraternities - ассоциации мужчин и Sororities -ассоциации женщин. Эти ассоциации объединяют студентов универ­ситетов по принципу пола. Каждую осень ассоциации проводят неде­лю открытых дверей - Rush week, для знакомства с их деятельностью и приема новых членов. Для вступления в ассоциацию необходимо по­дать заявление.

Некоторые университетские ассоциации практикуют довольно же­стокие и унизительные ритуалы (hazing) для проверки характера буду­щего члена ассоциации. Во многих университетах hazing официально запрещено.

После вступления в ассоциацию студент может жить вместе с дру­гими в доме ассоциации. Члены ассоциации устраивают вечера, зани­маются благотворительностью. Во многих университетских городках члены братств и землячеств враждуют со студентами, нежелающими туда вступать.

Университетское образование платное и довольно дорогое. Сред­няя стоимость годового курса, включающая плату за обучение, жилье и питание равна $10.000. Ограниченное количество стипендий дается отличникам, которые испытываютфинансовыетрудности.

Многие студенты подрабатывают - работают неполный рабочий день (в студенческом кафе, дворниками, сторожами, стригут газоны, занимаются репетиторством).

Обычно студенты ходят в бары или танцевальные клубы группами, как правило, по пятницам или субботам. Праздничные и каникулярные дни часто проводят компаниями, выезжая на машине в популярные места отдыха.

Мыльные оперы типа Santa Barbara, General Hospital, The Guiding Light, The Young and the Restless и др. очень популярны в США. Студен­ты стараются устроить свое расписание так, чтобы можно было посмот­реть очередную серию. Обычно это можно сделать в здании Student Union, где размещаются телезал, книжные магазины, комнаты для от­дыха, Когда идет очередная серия, залы набиты до отказа.

Преподаватели колледжей и университетов обычно одеты в клас­сические костюмы. Но это в настоящее время относится преимуще­ственно к преподавателям и профессорам старшего поколения. Но­вое поколение профессоров ведет себя более свободно, могут прий­ти в шортах и майке («Он уже свой статус установил», говорят о таких преподавателях студенты). Многие преподаватели во время занятий держат на столе банку с колой и «попивают» по ходу дела.

172

Преподаватель входит, здоровается со студентами. Студенты не встают, чтобы приветствовать преподавателя, а просто хором отвеча­ют на его приветствие Hi, Hello. Преподаватели обращаются к студен­там обычно по первому имени - John, Mary и т.д.

Студенты заходят и выходят во время занятий, приносят коробки с горячей пищей (например, жареной картошкой) и запросто питаются на лекции. Это ни у кого не вызывает возражений: ритм жизни напря­женный, человек не успел поесть. Правда, некоторые старые профес­сора перед началом своего курса предупреждают: «Я буду благода­рен, если вы не будете приносить пищу в аудиторию» (обратим внима­ние на тактику просьбы!).

Обычно преподаватели не делают замечания разговаривающим сту­дентам (право личности на обмен мнениями), но студенты, как прави­ло, не отвлекаются - за учебу заплачены деньги, нерационально пла­тить их зря.

Когда преподаватель читает лекцию, то, что он говорит, как правило, есть в розданных материалах на столах перед студентами. Кроме того, тексты всех лекций, которые читаются студентам, есть в библиотеке.

После ряда лекций преподаватель дает тест, отметки за который вы­вешиваются у деканата, причем фамилий в вывешенном списке нет, а естьтолько номера удостоверений личности. Преподаватели вуза, так же, какишкольныеучителя.оченьзаботятся, чтобы, не дай Бог, не уни­зить кого-нибудь.

Отношения между студентами поверхностные, но дружеские. Груп­пы, какправило, многонациональны.

Как правило вся жизнь проходит в кампусе, ближайший городок в 20 километрах, без машины не доберешься.

Вечером могут быть вечеринки, довольно скучные - пьют пиво, колу, охлажденный чай, едят пиццу, гамбургеры, салаты, иногда танцуют.

Уровень образованности и общей культуры студентов невелик, час­то студенты задают очень наивные для русского человека вопросы. Одна студентка, по рассказам русских стажеров, оченьудивилась, что в России говорят по-русски, она не знала, что есть такой язык, думала, что весь мир говорит по-английски.

Школа

Уроки в школах идут в основном в виде лекций (если это не бег и т.п.), после двух-трехлекций-тест.

Если дают тесты с « multiple choice» (множественным выбором) -то все ученики справляются, если тесты без «choice» - все впадают в ти­хую панику.

Учителя боятся подвергнуть ребенка дискриминации из-за объяв­ления вслух плохой отметки, поэтому стараются оценки необъявлять. Результаты контрольных и тестов учителя вслух вообще не объявляют, поэтому кто и как учится в классе, в целом никто не знает.

Поведение учащихся в школе во время занятий обычно спокойное. На уроке нетжесткой дисциплины - ребенок может встать, попить соку, взять у кого-нибудь ручку, сесть в любой позе, пройтись по классу. Поза при сидении свободная, а когда звенит звонок, никто не срывается, как безумный, чтобы выбежать из класса.

Если кто-то шумит на уроке, его могут записать в особый журнал, и если там набирается 3 замечания, то такого ученика вызовет директор для беседы.

Все учащиеся общаются друг с другом доброжелательно. Принято, как и во взрослом обществе, все время улыбаться. Русскую девочку, учившуюся по обмену, донимали: почему не улыбаешься, разве тебе не нравится Америка?

Классы, как правило, многоэтнические. Дружеское общение между представителями разных этнических групп- нормальное дело.

В школах- бесконечные школьные праздники, конкурсы и спортив­ные соревнования. Победителей прославляют как героев, фотографи­руют и заносят в школьную книгу почета.

Никакой школьной формы нет. Дети одеты очень просто - джинсы и футболка, джинсы и свитер.

Отношение учителей к ученикам уважительное, ученик считается взрослым, его мнение по разным вопросам спрашивают и учитывают. Учителя разговаривают с учащимися как со взрослыми, серьезно и на равных, никогда не поднимают на ученика голос.

Не существует большой дистанции между учениками и учителями. Преподаватели одеты почти также, как ученики - джинсы, футболка, свитер. Учителя не поддерживают жесткой дисциплины в классе, по­зволяют ученикам общаться с ними достаточно неформально.

Ученики уважительно относятся к своим учителям, здороваются с ними при случайной встрече. Очень часто между учениками и учителя­ми, особенно классным руководителем, устанавливаются дружеские от­ношения, которые могут длиться десятилетия после окончания школы.

174