logo search
Американское коммуникативное поведение

Общение в общественных местах

Общение в трднспорте

Водитель приветствует пассажиров при входе и обычно напутству­ет при выходе: «Have a nice day!» Если ты изо дня в день ездишь по этому маршруту, водитель может быть болееулыбчивым, поинтересо­ваться, почему вас не было, например, вчера.

В Америке строго запрещается есть и пить в автобусе. Водитель мо­жет попросить убрать открытую банку или бутылку с напитком, нача­тое мороженое и т.п., может - в очень корректной форме - сделать за­мечание пассажиру, который пренебрег запретом.

Можно спросить у водителя о том, как проехать куда-либо, и он с готовностью ответит.

Наблюдали случай, когда один из пассажиров попросил у водителя (автобус стоял на перекрестке, ожидая зеленого сигнала светофора) открыть дверь, чтобы плюнуть (!) и тот спокойно выполнил просьбу.

В автобусе, следующему по короткому городскому маршруту, час­то встречаются постоянные пассажиры (как правило, из низших соци­альных слоев, пожилые люди, афро-американцы). Вполне может быть, что кто-то поприветствует вас коротким «Hi!», «Morning!», улыбкой или кивком головы.

В автобусе не принято «готовиться к выходу», вставая со своего места и продвигаясь по салону во время движения. Встаюттолько тог­да, когда автобус остановился, Водитель может попросить вас сесть, если вы встали заранее.

При входе в автобус каждый пассажир оплачивает проезд или пока­зывает проездной документ водителю. Сесть на место, а потом опла­тить можно только в исключительных случаях (тяжелая сумка, ребенок на руках). Водитель обычно не реагирует на жесты опоздавших, спе­шащих к остановке: время остановки определено точно, опоздал - жди следующий автобус.

Разговаривают американцы в транспорте мало, поскольку считает­ся, что это мешает другим. При этом большинство американцев (70% опрошенных) считают вполне возможным разговор с попутчиком. Не-

140

которые из возможных тем для беседы: где выходить, как добраться куда-либо, задержки в пути, направление, погода, спорт.

Пассажиры, которые не знают друг друга, почти никогда не беседу­ют в метро или в городском автобусе, В основном, в условиях города и пригорода пассажиры не вступают в разговор, а те, кто находятся в более длительном путешествии (самолет, автобус, поезд, пароход) могут побеседовать на общие темы, хотя это не обязательно и отсут­ствие разговора не является признаком невежливости или высокомер­ного отношения к попутчику.

Половина американцев считает невежливым смеяться или громко разговаривать в транспорте. Однако немало американцев (40%), кото­рые спокойно воспринимают в транспорте и громкий разговор, и смех.

Можно обратиться за помощью к другим пассажирам. В качестве причин для такого обращения могут быть: необходимость в срочной помощи в случае аварии, пожара или несчастного случая, в случае пло­хого самочувствия, если человек стар, немощен или инвалид, если у него много багажа, если ему необходимо разменять деньги для упла­ты за проезд.

Однако в целом, как отмечают опрошенные американцы, пассажи­ры в США очень редко обращаются за помощью к другим пассажирам. При этом любой американец может попросить любого другого пасса­жира подвинуться.

Половина опрошенных американцев уверены, что можно попросить другого пассажира передать водителю или кондуктору деньги за про­езд. Другая половина придерживается противоположного мнения: лишь в исключительных случаях пассажир может обратиться к кому-либо с просьбой передать деньги - например, престарелый пассажир, севший на свое место, дабы избежать хождения в раскачивающемся автобусе.

В основном, американцы не приглашают попутчиков закусить вме­сте с ними; если это делается, то это является сигналом внимания к лицу противоположного пола.

Для американцев разговор с водителем такси не является чем-то экстраординарным.

С водителем автобуса разговаривать не принято. Половина амери­канцев считает, что пассажир не должен просить водителя автобуса остановиться в нужном для пассажира месте. Внеплановая остановка автобуса возможна в следующих ситуациях: ночью, если нет никакого другого транспорта, если пассажир имеет травму, а также, если пас­сажир стар или инвалид.

141

В Америке все водители предельно вежливы с пешеходами и чаще всего между собой. Появление пешехода за 2-3 метра до перекрестка заставляет водителя притормозить и терпел и во ждать, когда пешеход перейдет улицу. Между пешеходом и водителем, ожидающим на пе­рекрестке, нередко устанавливается зрительный контакт. Пешеход в ответ может кивнуть или поблагодарить приветственным взмахом ла­дони. Если пешеход не торопится, он может махнуть притормозивше­му водителю: «Проезжай!».

Если водитель допустил ошибку или небрежность, доставившую не­удобства другому водителю (встал не в тот ряд, не показал вовремя маневра), он может приветственно махнуть или улыбнуться в знак из­винения, может произнести «Sorry!»-так, что водитель другой маши­ны догадается по движению губ и мимике о его извинениях. Амери­канские водители обычно великодушны: они готовы уступить свое пра­во на дороге, если видят неопытность водителя или то, что он выпол­няет сложный маневр.

Парковка машины, препятствующая свободному проезду или вы­езду других, в принципе недопустима и жестоко наказывается поли­цейскими (в России это - обычное дело).

Занимать левый ряд принято только при обгоне, невозможно пред­ставить, что какой-то грузовик займет левый ряд и застопорит движение.

Не принято останавливать машину с просьбой подвести - только в экстремальной ситуации.

Не принято тормозить проезжающий автомобиль с просьбой перехва­тить пару литров бензина до заправки - на то есть техническая помощь.

Совершенно исключаются сигналы водителей, предупреждающие о полицейской «засаде» встречные автомобили.

Общение на улице

Американцы мало общаются на улицах, предпочитая общение в кафе или ресторанах, В парках и скверах общаются друг с другом по­жилые люди, особенно если они часто встречаются в этих местах.

Идти по улице и разговаривать не принято, это делают только дети и подростки. Взрослые американцы, особенно в маленьких городах, практически не ходят пешком - только ездят на машинах.