logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

138

Относительно введения автором таких понятий, как информацион­ная насыщенность текста и информативность, отметим, что они явля­ются, на наш взгляд, вполне обоснованными. Под информационной на­сыщенностью Н.С. Валгина понимает абсолютный показатель качества текста, «общее количество информации, содержащейся в тексте», под информативностью — относительный показатель, «поскольку степень информативности сообщения зависит от потенциального читателя» [Валгина, 2003, с. 231]. Автор выделяет также такие качества текста, как «напряженность» и «ненапряженность». «Оптимальная семантическая наполненность сообщает изложению структурную напряженность (нуж­но воспринять смысл, не выраженный словами)». «Малая конденсация информации — свидетельство изложения ненапряженного» [Валгина, 2003, с. 234].

Вопрос о дифференциации понятий информационная насыщенность текста и информативность связан с рассмотрением объективных и субъективных аспектов содержательного плана текста, с соотношением понятий информация и смысл (см. об этом далее).

Остановимся подробнее на выделенных исследователями типах информации.

  1. В отличие от логической эстетическая информация направлена на формирование эстетических чувств у адресата, она воздейству­ ет не столько на ум, сколько на сердце слушателя (читателя) бла­ годаря различным средствам создания образности. Эстетическая информация связана с авторской картиной мира, его целями, мотивами, эмоциями, оценками, воплощенными в образной фор­ ме. Цель эстетической информации — отражая авторское миро- видение, вызвать «лирическую эмоцию» у адресата.

  2. Если содержательно-фактуалъная информация фиксирует кон­ кретные факты, события, то содержательно-концептуальная ин­ формация отражает авторское миропонимание, воплощенное в идее текста, на которую ориентирована вся его многоуровневая системная организация. Содержательно-подтекстовая информа­ ция является имплицитной, представлена неявно, выражается отдельными деталями, аллюзиями, реминисценциями.

В типах информации, выделенных А.Ф. Папиной, надлинеарная (притекстовая) информация соотносится с содержательно-фактуаль-ной и содержательно-концептуальной информацией, а предтекстовая может быть рассмотрена как фоновая информация, которой обладает читатель текста до его восприятия и на которую ориентируется автор, создавая текст. Поскольку автором не конкретизируется последний вид информации, остановимся на нем подробнее, привлекая данные других исследователей.

139