logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

146

щенно, включая такие признаки текста, как информативность, смыс­ловая завершенность и др. Вполне очевидно, что все качества текста системно организованы, связаны друг с другом, однако отождеств­лять их вряд ли целесообразно.

3) В «Стилистическом энциклопедическом словаре» [2003, с. 609—610] целостность текста последовательно трактуется с позиций психо­лингвистики, герменевтики, семиотики, функциональной стилисти­ки:

а) «как свойство текста, соотносимое с целесообразным содержа­ тельно-функциональным единством, не определяемое лингвис­ тически (А.А. Леонтьев); это механизм, приводящий в действие речевые сигналы единства текста (Л.В. Сахарный)...»;

б) как «целостность восприятия текста, осознание отношений «ча­ сти — целого» («герменевтический круг» — по Г.П. Щедровиц- кому)...»;

в) как осознание «синтеза смысла на разных уровнях понимания текста...»;

г) «как интегрирующая текстовая категория, т.е. структурно-смыс­ ловое понятие...».

М.П. Котюрова справедливо отмечает: «Источником смысловой цельности является экстралингвистический фактор, обусловливающий многоплановую смысловую структуру текста» [там же, с. 609]. По мне­нию исследователя, целесообразно отличать целостность от цельности, «соотносимой с качественной — функционально-стилевой определен­ностью текста; эпистемической — в научном тексте, эстетической — в художественном, модально-логической — в официально-деловом и т.д.» [там же, с. 610]. Признавая справедливость этой точки зрения, считаем возможным в сфере обучения не дифференцировать данные понятия, рассматривая цельность и целостность как терминологические вариан­ты (тем более что в ряде работ именно так они и соотносятся).

С позиций коммуникативной стилистики при наличии разных трак­товок цельности как важнейшего признака текста считаем целесообраз­ным интерпретировать цельность как качество текста, позволяющее адресату приобщиться к его целевой программе, авторской интенции, мотиву, организующим текст как системно-структурное образование. Такой подход к определению цельности наиболее соответствует ее эк­стралингвистической сущности и психолингвистической природе (что не раз отмечалось А.А. Леонтьевым и др.), а также связи с замыслом ав­тора, выполняющим ключевую роль в системной организации текста.

2.4.2. Связность (связанность). В «Стилистическом энциклопеди­ческом словаре» (М., 2003) связность рассматривается как свойство речи или целого текста и как семиологическая и функционально-стилисти-

Раздел П. Основы теории текста 148

ная сигналами связи (союзами, вводными словами и сочетаниями; плав­ным переходом от темы к реме и т.п.). Имплицитная связь обнаружива­ется соположением речевых единиц, их смысловым и позиционным со­отношением (без специальных словесных сигналов связи)» [Валгина, 2003, с. 251].

В связи с интенсивным развитием лингвистики текста особенно ак­тивно в последние годы изучается локальная связность на уровне вы­сказываний и межфразовых единств (ср. исследования: Солганик, 1997; Золотова, Онипенко, Сидорова, 1998; Дымарский, 2001; Накорякова, 2002; Папина, 2002; Валгина, 2003 и др.). Что же касается глобальной связности, она исследуется, например, в рамках функциональной сти­листики текста (ср. работы М.П. Котюровой, В.А. Салимовского, Т.Б. Тро-шевой, Е.А. Баженовой и др.).

Рассмотрим подробнее средства связности.