logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Глава 4. Типы текстов

Исследователи дополнительно классифицируют тексты по темати­ке, по типу связей (СИ. Гиндин, И.Я. Чернухина), по способу выраже­ния информации (Л.И. Лосева), по характеру интерпретации (А.А. Ре­форматский, Ю.А. Сорокин) и т.д. (см. подробнее: [Болотнова, 1992]). В основу классификации, таким образом, кладутся лингвистические и экстралингвистические, субъективные и объективные факторы тексто-образования и восприятия.

Интересную типологию текстов в психолингвистическом аспекте «по типам отношения людей к миру, к другим людям» предложил В.П. Белянин [1988, с. 44 и др.], дифференцируя «светлый, активный, простой, жестокий, антисоциальный, веселый, красивый, усталый, пе­чальный, усложненный и др.» в соответствии со свойственной текстам «семантической, структурной и языковой системностью».

При всей условности этой классификации очевидна перспектив­ность такого подхода к типологии текстов с учетом антропоцентричес­кого параметра, связанного с особым мировосприятием автора, стиму­лирующим соответствующее сопереживание читателей. Ср. пример: «В основе текстов, которые можно назвать светлыми, лежит описание мира личности или того мира (в том числе природного), который окружает эту личность. "Я", выступающему как субъект жизнедеятельности, при­писываются в светлом тексте предикаты с общим значением честный, чистый, уникальный» [Белянин, 1988, с. 50].

Учитывая, что сообщение может быть передано вербально или ико-нически, т.е. изобразительно, ученые выделяют тексты креолизованные, некреолизованные, тексты с частичной креолизацией (Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Е.Е. Анисимова, Н.С. Валгина и др.). «Сочетание вербаль­ных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст» [Валгина, 2003, с. 192]. К текстам с частичной креолизацией отнесены такие, у которых «вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобра­зительные элементы текста оказываются факультативными» [там же, с. 193]. К текстам с полной креолизацией отнесены такие, в которых «между вербальными и иконическими компонентами устанавливаются синсемантические отношения: вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда» [там же].

Н.С. Валгина (2003) выделяет также типы текстов по соотноше­нию с формами речи и способами изложения, различая: 1) тексты кон­статирующего типа (описание, повествование, характеристика-опи­сание, сообщение-повествование); 2) аргументирующего типа (опре­деление, объяснение, доказательство, собственно рассуждение, умозаключение).