Раздел II. Основы теории текста 144
жет строиться и на ассоциативных и пресуппозиционных отношениях»[Котюрова, 2003, с. 100]. Интеграция, по мнению исследователя, «по-разному проявляется в текстах научных, публицистических, официально-деловых, с одной стороны, и в текстах художественных — с другой» [там же]. Отмечена зависимость интеграции от объема текста: «чем более развернут текст, тем менее отчетливо реализуется категория интеграции» [там же].
Подведем итоги:
К системным универсальным признакам текста, определяемым его коммуникативностью, относятся: информативность, структур ность, регулятивностъ, интегративностъ (Е.В. Сидоров).
Информативность можно определить как свойство текста фикси ровать знания о мире, отражающие авторское мировосприятие, вы раженное в конкретной речевой форме.
Среди видов информации выделяются: логическая и эстетическая (А. Моль); содержательно-фактуальная, содержательно-концепту альная и содержательно-подтекстовая (И.Р. Гальперин); предтек- стовая, надлинеарная (притекстовая), подтекстовая (А.Ф. Папина); главная, уточняющая, дополнительная, повторная, нулевая (К.М. На- корякова)и др.
Структурность определяется как системное качество текста, отра жающее взаимосвязь и взаимозависимость его элементов и уровней.
Регулятивность трактуется как системное качество текста, заклю чающееся в способности «управлять» познавательной деятельнос тью адресата (Е.В. Сидоров).
Выделяются регулятивные средства, реализующие определенный мотив в рамках общей целевой программы текста; регулятивные структуры; способы регулятивности (приемы организации тексто вых микроструктур), доминанты регулятивности; регулятивные стратегии текста.
Интегративность можно определить как ориентацию всех элемен тов текста на синтез, на воплощение содержательного плана текста в соответствии с авторской интенцией.
Системные качества текста связаны между собой, характерны для всех текстов, хотя и проявляются в них по-разному в зависимости от типа текста.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Кто разработал типологию системных качеств текста?
Назовите системные качества текста как формы коммуникации.
145 Глава 2. Основные признаки текста
Что понимается под информативностью?
Какие виды информации вы знаете?
Как соотносятся информативность текста и информационная насы щенность?
Что понимется под смыслом текста?
Как связаны информативность текста и его смысл?
Что понимается под структурностью текста?
Как определяется регулятивность — системное качество текста?
Дайте определение понятиям: регулятивные средства, регулятивные структуры, способы регулятивности текста.
Что понимается под интегративностью текста?
Докажите, что все системные качества текста взаимосвязаны.
2.4. ЦЕЛЬНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ ТЕКСТА
Данные качества текста признаются всеми исследователями как основные, значимые для его порождения и восприятия. Именно поэтому они заслуживают особого внимания. Некоторые исследователи придают этим качествам статус текстовых категорий. Рассмотрим подробнее цельность и связность текста как его важнейшие признаки.
2.4.1. Цельность (целостность). Информация о цельности текста в ряде работ дается либо очень общо, многопланово, либо неопределенно, а в некоторых случаях недостаточно дифференцированно относительно другого качества текста — связности. Сравним ряд интерпретаций: 1) «Целостность текста обеспечивается смысловой нитью, которая проходит через весь текст. Целостность текста как литературного единства не соотносится непосредственно с лингвистическими единицами и имеет психолингвистическую структуру. Она достигается единством замысла и точностью построения текста, целостностью образного осмысления материала, ясностью логического развертывания мысли, стилистическим единством текста» [Накорякова, 2002, с. 15]. В данном определении справедливо подчеркивается связь цельности с замыслом автора и психолингвистическая природа цельности, остальные же признаки относятся скорее к другому качеству текста — связности.
I) Целостность и связность, с точки зрения Н.С. Валгиной, «отражают содержательную и структурную сущность текста» [Валгина, 2003, с. 43]. Дифференцируя далее локальную и глобальную связность, автор отождествляет глобальную связность с цельностью: «Глобальная связность — это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, ее внутренняя цельность» [Валгина, 2003, с. 43]. Наряду с этим целостность рассматривается исследователем обоб-
147 Глава 2. Основные признаки текста
ческая семантическая категория. В первом случае под связностью понимается «свойство речи и целого текста, реализуемое специализированными или функционально ориентированными на выражение этого свойства разноуровневыми языковыми единицами» [Котюрова, 2003, с. 376]. Как семиологическая категория связность представляет собой «основной текстообразующий фактор», как категория, «имеющая двусторонний характер: а) связность как отражаемое, передаваемое или создаваемое речью наличие общего в двух или более фактах, явлениях и т.д., что обусловливает независимый характер связности; б) связность как отражаемое, передаваемое или создаваемое речью объединение фактов, явлений и т.д. в одно замкнутое в смысловом отношении целое...» [Котюрова, 2003, с. 376—377]. Наконец, в качестве функционально-стилистической семантической категории связность рассматривается исследователем как «соотносимая с системой разноуровневых языковых единиц, объединенных функцией выражать как расчленение (отграничение), так и связь текстовых единиц — самостоятельных предложений, сверхфразовых единств, абзацев и др. » [там же].
Считаем, что в сфере обучения под связностью целесообразно понимать основной признак текста, заключающийся в межзнаковом взаимодействии, основанном на связи элементов текста, определяющем целостность речевого сообщения и обусловленном авторским замыслом и особенностями языковой системы, стоящей за текстом. Этим определением подчеркивается ключевой характер данного качества текста, его связь с целостностью, обусловленность авторским замыслом и закономерностями языковой системы, без знания которых невозможна текстовая деятельность.
Н.С. Валгина и Н.А. Николина справедливо дифференцируют локальную связность и глобальную. Локальная связность определяется как «связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств)» [Валгина, 2003, с. 43]. Н.А. Николина называет ее когези-ей и отмечает ее способность определять «непрерывность семантического континуума в тексте» [Николина, 2003, с. 48]. Глобальная связность интерпретируется Н.С. Валгиной как «то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность» [Валгина, 2003, с. 43]. По мнению Н.А. Николиной, глобальная связность, или когерентность, — это «связность нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, "текст в тексте" и основной текст и др.)» [Николина, 2003, с. 48]. В интерпретации глобальной связности, таким образом, есть некоторые различия.
Среди видов структурной связи Н.С. Валгина выделяет эксплицитную и имплицитную, а также левостороннюю и правостороннюю (в зависимости от места расположения сигналов связи) [Валгина, 2003, с. 43—44]. Как отмечает автор, «эксплицитная связь — связь, обозначен-
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III