Порядок слов как средство связности
В изучении роли порядка слов в предложении особенно велика заслуга ученых Пражского лингвистического кружка. Исследователи справедливо связывали порядок слов с актуальным членением предложения и подчеркивали, что коммуникативное задание, которое оно выполняет, зависит от целей общения в условиях конкретной речевой ситуации.
Порядок слов определяется расположением отдельных членов предложения. Считается, что в русском языке свободный порядок слов, т.е. сказуемое может находиться не только после подлежащего, но и перед ним, обстоятельства могут находиться как в начале предложения, так и в конце и т.д. Как отмечает Н.С. Валгина, ограничения в размещении членов предложения «связаны с двумя причинами: структурной связанностью компонентов высказывания в пределах межфразового единства и смысловой их значимостью» [Валгина, 2003, с. 35].
Все случаи инверсии (обратного порядка слов) обусловлены коммуникативно и зависят от места данного высказывания в общей структуре текстового фрагмента. Порядок слов в этом случае определяется необходимостью выполнения определенной коммуникативной задачи, актуализации определенного смысла, выдвижения определенного элемента ситуации. Как указывает Н.С. Валгина, «понятия "прямой" и "обратный" порядок слов означают не последовательность расположения грамматических членов предложения (подлежащего, сказуемого, определения, дополнения и обстоятельства), а последовательность расположения темы и ремы и их компонентов» [Валгина, 2003, с. 37].
Еще В. Матезиус называл «объективным порядком» расположение темы перед ремой, соответствующее изложению от известного к неизвестному. «Субъективным порядком» им была названа последовательность от ремы к теме {Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.
155 Глава 2. Основные признаки текста
С. 244). Изменение порядка слов всегда обусловлено необходимостьюсмысловых акцентов и усиления прагматики высказывания в общем контексте описываемой ситуации. Так, в известных строчках: На севере диком стоит одиноко // На голой вершине сосна — выдвижение ремы и нарушение прямого порядка слов обусловлено общей минорной тональностью стихотворения и необходимостью акцентировать внимание читателя на теме одиночества, усиливаемого художественно-образной конкретизацией места действия.
Подведем итоги:
Цельность и связность текста признаются всеми исследователями в качестве ключевых признаков текста (некоторые исследователи придают им статус текстовых категорий).
Цельность имеет психолингвистическую природу, обусловлена за мыслом автора и может интерпретироваться как «осознание синте за смысла на разных уровнях понимания текста» (М.П. Котюрова).
Связность является основным признаком текста, заключающимся в межзнаковом взаимодействии, основанном на связи элементов тек ста. Связность определяет целостность речевых сообщений.
Выделяется связность глобальная (когерентность) и локальная (ко- гезия) (Н.А. Николина).
Известны различные средства связности: лексические (разные виды повторов, синонимы, антонимы, паронимы и др.), фонетические (ин тонация, средства звукописи), морфологические (видовременная связь глаголов, форм лица, наклонения, использование союзов, со юзных слов, местоимений и т.д.), синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм и т.д.), стилистические (разные тро пы, фигуры, приемы и типы выдвижения).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Как вы определите цельность текста?
Как соотносятся связность текста и его цельность?
Что понимается под связностью текста?
Назовите виды средств связности текста.
Докажите, что порядок слов является средством связности текста.
Взяв за основу систему текстовых качеств Е.В. Сидорова (коммуникативность; структурность, информативность, интегративность, ре-гулятивность), представим многообразие связанных с ними текстовых признаков (свойств) в виде схемы 8, учитывая характер их соотнесенности между собой и разный уровень обобщения.
Схема 8
Коммуникативность
Эмотивность
II.
Интегративность
Концептуальность
III. Информативность Структурность
IV. Смысловая Отдельность Цельность Членимость Связность Когезия завершенность /\ Модальность
Прагматичность
Регулятивность
Экспрессивность
V.
Проспекция
Ретроспекция
Качества (признаки) текста
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III