Глава 1. Понятие о тексте
Типовые модели микротекстов данного вида, соотносящиеся со структурными элементами урока, могут получить разное речевое воплощение в зависимости от целей и задач урока, его типа, темы, творческой индивидуальности учителя, специфики класса (фактора адресата) и т.д.
В целом текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется особым целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, вовлечения их в процесс сотворчества в соответствии с методикой коммуникативного обучения родному языку. В связи с этим диалогическое общение на уроке как текстовая деятельность подчинено задачам образования и воспитания личности ученика. Происходит обучение на основе заинтересованного и доверительного общения (ср. работы Г. А. Китайгородской и др.), т.е. благодаря текстовой деятельности в соответствии с принципами речемыслительной активности, ситуативности, функциональности, индивидуализации, новизны (см. о них: [Пассов, 1991, гл. 2]).
Анализируя текст как единицу обучения, необходимо помнить о важности гармонизирующего общения на уроке, т.е. общения, доставляющего удовольствие, радость, вызывающего взаимный интерес учителя и учащегося.
Подведем итоги:
В обучении как совместной деятельности преподавателя и учаще гося, направленной на передачу специальных знаний и их усвоение, необходима опора на теорию текста, без которой невозможно обще ние.
Урок (занятие) можно рассматривать в качестве гипертекста как единицу обучения, обладающую признаками текста.
С точки зрения теории речевых жанров и стилей подход к занятию как к тексту открывает новые перспективы в творческом диалоге учителя и учащегося.
Индивидуальный стиль преподавателя определяется своеобразием его текстовой деятельности с учетом ее жанрово-стилистической природы и языковой личности автора, стоящей за текстом.
Рассмотрение текста как средства обучения значимо для совершен ствования общей культуры личности в процессе образовательной деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Как связаны образовательный процесс и текстовая деятельность?
Какие принципы педагогической риторики находят отражение в тек стовой деятельности преподавателя?
Раздел И. Основы теории текста
124
■ о
туре урока (ср. ориентацию на жанры благодарности, похвалы, комплимента у одних учителей и на жанры порицания, выговора, нотации у других).
Выбор речевых жанров на уроке определяется его общей эмоциональной тональностью: она может быть доброжелательной, доверительной, уважительной, комфортной для учащегося, и требовательно-вы-сокомерной, напряженной, дискомфортной. Как и в любом тексте, эмоциональная тональность урока является звеном, связывающим его содержательный план с формой выражения. Это проявляется, например, в особенностях используемых речевых средств, наиболее частотных в рамках одних и тех же речевых жанров у разных учителей. В плане индивидуального речевого стиля учителя значимы характерные для него типовые методические приемы как средства регулятивности познавательной деятельности учащихся (ср., например, явное предпочтение групповой работы, ролевых игр, определенных видов диктантов, обращение к алгоритмам и перфокартам и т.д.). Некоторые учителя практикуют регулярное использование эпиграфов к уроку. Это подчеркивает подход к уроку как к комплексному метатексту (эпиграф является сентенцией, определяющей последующее развертывание, которое строится по дедуктивному принципу).
Индивидуальный речевой стиль учителя проявляется и в доминировании характерных для него «личностных смыслов», концептов, которые раскрывают неповторимость творческой личности педагога, своеобразие его картины мира и отношения к действительности.
Таким образом, урок как отражение текстовой деятельности и как единица обучения имеет общие типовые черты, отражающие своеобразие сферы общения, его цель и задачи, а также индивидуальную специфику, связанную с личностью учителя-ритора, стоящего за уроком — метатекстом.
Правомерно ставить вопрос о типологических особенностях отдельных текстов в общей структуре урока: текстов приветствия, объяснения нового материала, закрепления, повторения и т.д. (см., например, о структурных элементах урока в [Киселева, 1993]. Учебное пособие О.Н. Киселевой отражает детальное описание структурных элементов урока, каждый из которых может быть рассмотрен как микротекст: «1. Сообщение темы, целей и задач урока. 2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний, умений и навыков). 3. Объяснение нового материала (усвоение новых понятий и способов действия). 4. Закрепление нового материала (применение знаний и формирование способа действия). 5. Повторение. 6. Контроль знаний, умений и навыков (опрос). 7. Проверка домашнего задания. 8. Задание на дом. 9. Подведение итогов урока» [Киселева, 1993, с. 3].
I
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III