logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

162

Категория оценки (аксиологическая: качественная и количествен­ная; рациональная, утилитарная, нормативная, теологическая; логичес­кая: эпистемическая, деонтическая).

В данной концепции, достаточно обоснованной и детализированной, много общего с теорией И.Я. Чернухиной, правда, в дополнение к ее типологии текстовых категорий здесь добавлена категория оценки. По­скольку к числу участников коммуникативного акта автор относит субъектов речи, включая «образ автора», то выделение в качестве осо­бой категории оценки представляется не совсем корректным. Это свя­зано с пониманием образа автора как концентрированного воплощения сути произведения, отражающего «распределение света и тени», по В.В. Виноградову.

Таким образом, многообразие точек зрения на текстовые категории определяется не только сложностью и многоаспектностью самого поня­тия, но и возможностью выделения различных типов категорий с уче­том их иерархии в структуре текста как многопланового феномена.

Вероятно, условно можно говорить, во-первых, о категориях, имею­щих в большей мере внутритекстовую ориентацию (ср. такие категории, как проспекция, ретроспекция и др.), и категориях, имеющих не только внутритекстовую, но и внешнюю по отношению к тексту направленность (ср. категории автора, адресата и др.).

Во-вторых, в зависимости от аспекта рассмотрения с учетом значи­мости для формирования разных качеств текста правомерно выделять структурные, содержательные, функционально-семантические, функцио­нальные семантико-стилистические и др. категории текста, как это де­лают исследователи.

Учитывая, что текст прежде всего является формой коммуникации, а коммуникативность относится к его важнейшему интегральному ка­честву, определяющему все остальные, полагаем, что в ряду текстовых категорий при изучении данного феномена следует особо выделить гло­бальную категорию диалогичности, реализующуюся в категориях субъектности и адресованности, связанных с субкатегориями образ ав­тора и адресата; глобальные категории событие, время и пространство, определяющие основные параметры лингвистически материализован­ного текстового мира и отражающие его коммуникативную ориентацию. Что же касается сферы оценок, эмоций, они рассматриваются нами как многоплановые проявления образа автора. Прежде чем приступить к рассмотрению данных категорий, сделаем некоторые выводы.

Подведем итоги:

• Выделение различных категорий в гуманитарном знании связано с теорией познания, имеет давнюю историю и восходит к античности.

163

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4