logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

168

работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]).

Проблема образа автора в художественном произведении исследу­ется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художествен­ной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языко­вая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявле­ния образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассмат­риваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.

3.3.2. Образ адресата. Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной при­роды, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художе­ственный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь.

В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собира­тельном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъек­тивного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности.

Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изу­чать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхо­да к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собе­седнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ...

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4