logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

1.7. Текст как дидактический материал

В процессе обучения текст может выступать и в качестве дидакти­ческого материала. Каким критериям должен отвечать текст в этом слу­чае? Их несколько: 1) текст должен воспитывать, т.е. отвечать требова­ниям морально-этического и эстетического характера; 2) сообщать но­вую информацию, т.е. выполнять информативную функцию; 3) воздействовать на ум и сердце учащегося, т.е. нести прагматический заряд; 4) пробуждать интерес к предмету и обогащать учащегося специ­альными знаниями, т.е. отвечать общедидактическим требованиям (по­степенности, последовательности, понятности, доступности и т.д.).

В связи с этим особое внимание следует уделить работе с учебными текстами (текстами учебников и учебных пособий). Их функциональ­но-стилистическая и жанровая специфика заключается в принадлеж­ности к учебно-научному стилю, ориентированному на обучение неспе­циалистов основам специальных знаний в соответствии с учебной про­граммой и требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку.

Научная информация, отраженная в учебниках, должна отвечать не только критерию истинности (максима «качества», по П. Грайсу), но и критерию меры (максима «количества»), соответствия теме (максима «релевантности»), а также требованиям ясности, понятности (максима «манеры»).

В условиях разнообразия учебной литературы (использования как стабильных учебников М.Т. Баранова, Л.Г. Григоряна, Т.А. Ладыженс­кой и др., Л.А. Чешко, СП. Бархударова, СЕ. Крючкова, Л.Ю. Макси­мова, так и учебного комплекса под ред. В.В. Бабайцевой, а также учеб­ника по ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, учебных пособий В.П. Репкина, А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, экспериментальных учеб­ников под ред. М.В. Панова и др.) учитель должен видеть особенности каждого из них, выбирая материал в соответствии с учебной програм­мой и собственной педагогической и языковой концепцией.

127