logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

2.1. Вводные замечания

К определению понятия, как известно, можно подойти, анализируя его свойства и качества. В качестве примера можно указать на популяр­ную работу И.Р. Гальперина (1981). До недавнего времени перечень признаков текста являл собой довольно пеструю и разнообразную кар­тину, для которой характерна терминологическая неупорядоченность и отсутствие завершенности (перечень имеет открытый характер и может быть дополнен новыми признаками).

Выделенные исследователями признаки (категории) являются со­относительными. Ср., например: 1) интеграция, когезия (сцепление), связность, ретроспекция, проспекция; 2) модальность, эмотивность, экс­прессивность, прагматичность; 3) цельность, контекстуально-смысло­вая завершенность, отдельность.

Систематизация и классификация текстовых качеств, как справед­ливо отмечает Е.В. Сидоров [1987, с. 66], «составляет специальную на­учную задачу, которую еще предстоит решить общей теории текста». В связи с этим вызывают безусловный интерес предложенные исследова­телем принципы систематизации текстовых категорий: их организация и системно-деятельностная трактовка; наличие отношений подчинения между рангами категорий. Представляется убедительным выделение системно-языковых, функциональных, системных категорий «в рамках системы качественной определенности текста, на самом верхнем уров­не которой находится коммуникативность — интегральное, совокупное качество текста, выводимое из системного взаимодействия текста с дру­гими подсистемами акта речевой коммуникации» [Сидоров, 1987, с. 66].

Вместе с тем, как справедливо отмечает автор, в его концепции «еще имеются спорные моменты, касающиеся полноты картины, принадлеж­ности отдельных категорий к тому или иному рангу иерархии, толкова­ния самих категорий» [Сидоров, 1987, с. 68]. Так, большинство из рас­смотренных далее категорий текста не нашло отражения в схеме, пред­ложенной исследователем.

В целом, признавая перспективность концепции Е.В. Сидорова, сле­дует отметить, что она требует дальнейшей разработки и уточнения как в плане конкретизации текстовых признаков (категорий), так и изуче­ния внешнего, внутреннего и генетического аспектов коммуникативно­сти текста. Что же касается в целом проблемы определения текста, то, учитывая его лингвистический статус и экстралингвистическую ори­ентацию в свете коммуникативности как его интегрального, совокупно-