Раздел II. Основы теории текста
192
Таблица 8 | ||
Тип речи | Значение | |
«данного» | «нового» | |
Повествование | Лицо, время, место действия | Сменяющиеся друг друга действия |
Описание предмета | Предмет (его части) | Признаки предмета |
Описание места | Местоположение | Предметы |
Описание состояния | Лицо. Элементы среды | Признаки состояния |
Оценка действительности | Предметы, качества, действия | Оценка |
Что же касается определения и объяснения, их иногда рассматривают как функционально-смысловые типы речи [Одинцов, 1980, с. 93; Сол-ганик, 1997, с. 150-151]. Специфика определения «...в том, что определяемое понятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадлежит, при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовое отличие)» [Солганик, 1997, с. 151]. Наиболее полной является типология текстов, предложенная Г.Я. Солгани-ком [Солганик, 1997, с. 88-89]:
«1. По характеру построения (от 1-го, 2-го или 3-го лица).
По характеру передачи чужой речи (прямая, косвенная, несоб ственно-прямая).
По участию в речи одного, двух или большего количества участ ников (монолог, диалог, полилог).
По функционально-смысловому назначению (функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.).
По типу связи между предложениями (тексты с цепными связя ми, с параллельными, с присоединительными).
По функциям языка и на экстралингвистической основе выделя ются функциональные стили — функционально-стилистическая типо логия текстов».
Рассмотренная классификация заслуживает особого внимания учителя ввиду ее обобщающего характера; является собственно лингвистической и касается в основном текстов, трактуемых в узком смысле этого слова.
Подведем итоги:
В учебной литературе по степени самостоятельности выделяются первичные и вторичные тексты (изложения, конспекты и др.), пер вично -вторичные (обзор литературы, рефераты проблемного харак тера) (В.Н. Мещеряков).
В зависимости от особенностей перспективного развертывания диф ференцируются тексты моноперспективные и полиперспективные; но способам передачи фабулы различаются непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные (В.Н. Мещеряков).
Окончание табл. 9
Функционально-смысловые типы речи | Виды | Характерные языковые средства | ||
лексические | морфологические | синтаксические | ||
|
| различные переносные употребления слов» [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 65] | шедшем времени» [Горшков, 1996, с. 94]. 4) «Формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне» [Горшков, 1996, с. 95]. |
|
III. Рассуждение - «словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли» [Горшков, 1996, с. 95]. «Имеет обобщенное причинно-следственное значение, опирающееся на умозаключение» [Ту-мина, 1998, с. 179]. Характерна двухчастная композиция: 1) тезис (утверждение, которое нужно доказать); 2) обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства и примеры [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 75]. | 1) Дедуктивное (с тезисом). 2) Индуктивное (тезиса не содержит); его схема: факты, их анализ и синтез; вывод) [Львов, 1997, с. 180]. 3) «Рассуждение - прямые ответы на поставленные в теме вопросы. 4) Рассуждение на темы дискуссионного характера. 5) Рассуждения на темы, требующие раскрытия понятий» [Тумина, 1998, с. 181]. 6) Композиционные формы рассуждения: сочинение-характеристика литературных героев; сочинение-отзыв о прочитанном; сочинение - литературно-критическая статья и др. [Тумина, 1998, с. 181] 7) Рассуждение-объяснение; рассуждения-доказательства [Казарцева, 1998, с. 2821 | 1) «Абстрактный характер лексики, т.е. значительное количество слов, обозначающих отвлеченные понятия» [Горшков, 1996, с. 95] | 1) Использование вводно-мо-дальных слов и союзов (во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно)» [Казарцева, 1998, с. 277]. 2) «Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 75] | 1) Преобладание причинно-следственных отношений. 2) «Более протяженные и сложно построенные предложения (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи» [Горшков, 1996, с. 95]. 3) «Сказуемые в рассуждениях, как правило, выражены глаголами настоящего постоянного действия, обозначающего характерные признаки предметов рассуждения (например, включает, является, дается...) [Казарцева, 1998, с. 277] |
195
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III