logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

4.4. Другие классификации текстов

Остановимся еще на одной классификации, имеющей структурно-функциональный характер, разработанной С.Г. Ильенко [1997, с. 17]. Интересна идея автора о выделении демонстрационного, информацион­ного и сентенционного типов речи (а значит, и текстов) с учетом темпо­рального критерия. Демонстрационный тип связывается исследовате­лем «с показом действительности, с ее как бы пошаговым изображением, при котором события, развивающиеся в незначительный хронологичес­кий период, представлены весьма и весьма детализирование» [там же, с. 17]. Информационный тип связан с рассказом о действительности. Из­ложение событий, совершающихся в течение нескольких лет, и даже десятилетий, может уместиться в двух-трех высказываниях» [там же]. Сентенционный тип определяется автором как «сентенция по поводу действительности, некое обобщение, основанное на типичных факторах и типичных проявлениях в поведении людей» как «своеобразные автор­ские отступления» [там же].

Данная типология основывается, таким образом, на учете функцио­нального и структурного единства текстов. Важна их ориентация на дру­гие типы речи (диалог и монолог): демонстрационный тип связывается исследователями с ориентацией на диалог; информационный и сентен­ционный типы соотносятся с монологом.

Известна классификация текстов В.Г. Адмони (1994), основанная на учете сфер общения и предназначенности текстов (их функций). Эта классификация частично пересекается с функционально-стилистичес­кой типологией текстов, но не совсем совпадает с ней. В.Г. Адмони диф­ференцирует сакральные (магические, мифологемные, религиозные), утилитарные (к ним отнесены тексты, которые направлены на осуществ­ление практических потребностей человека в различных сферах его жиз­недеятельности: научные, производственные, административно-правовые, публицистические, рекламные), художественные тексты. Особо исследо­ватель выделяет тексты в средствах звуковой массовой информации. Не­трудно заметить, что последний вид текстов не совсем вписывается в об­щую типологию, так как он включает достаточно разнородные тексты.

Интересно описание зарубежных типологий текстов в книге К.А. Филиппова (2003):

  1. типология утилитарных текстов Б. Зандига, основанная на жан- рово-тематическом критерии, с выделением 18 типов текста, вклю­ чая частное письмо, интервью, телефонный разговор и т.д.;

  2. функционально-текстовая классификация Э. Гроссе, включающая выделение нормативных текстов, контактных, групповых, поэти­ ческих, текстов с доминантой самовыражения, текстов с доминай-

Раздел П. Основы теории текста

198

ления различных коммуникативных стратегий (ср.: [Михальская, 1996; Клюев, 1998 и др.]). В целом разработка классификации текстов с уче­том коммуникативно-деятельностного подхода к их изучению остается одной из актуальных задач современной теории текста.

Рассмотренные типы текстов отражают многообразие подходов к их анализу. Это позволяет учителю избрать вариант, оптимально соответ­ствующий конкретным целям и задачам обучения первичной и вторич­ной текстовой деятельности. В связи с разработкой коммуникативной концепции в изучении языка и методики его преподавания, особую ак­туальность приобретает дальнейшее типологическое изучение текстов в коммуникативно-деятельностном аспекте.

Поскольку в учебной деятельности чрезвычайно важно изучение художественных текстов, целесообразно определить их специфику, на основе которой все тексты делятся на художественные и нехудожествен­ные. Это особенно необходимо в связи с введением в школьное обуче­ние нового интегративного курса «Русская словесность» (ср. работы Н.М. Шанского, А.И. Горшкова, А.И. Власенкова и др.). Уроки словеснос­ти направлены на совершенствование не только лингвистической, но и ком­муникативной компетенции учащихся, позволяющей им по-своему интер­претировать текст на основе тщательного анализа его речевой организации. В связи с этим учителю и ученику необходимо знать специфику худо­жественных текстов, чему и будет посвящен следующий параграф.

Подведем итоги:

199