Глава 3. Текстовые категории
Выпита как с блюдца: Донышко блестит! Можно ли вернуться В дом, который — срыт?
Заново родися! В новую страну! Ну-ка, воротися На спину коню
Сбросившему! (Кости Целы-то — хотя?) Эдакому гостю Булочник — ломтя
Ломаного, плотник — Гроба не продаст! Той ее — несчетных Верст, небесных царств.
Той, где на монетах — Молодость моя, Той России — нету. Как и той меня.
1931
Лексическая макроструктура контрастивного типа в тексте основана противопоставлении текстовых парадигм, актуализирующих кон-тты прошлое страны (оно потеряно, его нет (три раза повторяется )во «нету»): Той страны, Той ее — несметных/Верст, небесных царств; % где на монетах/Молодость моя; Той России...) и настоящее (в ко-юм та страна Выпита как с блюдца:/Донышко блестит!). Благодаря )му и сравнениям в лирическом отступлении автора усиливается до пи чувство ностальгии лирической героини: Можно ли вернуться / В и, который срыт?; — Ну-ка, воротися/На спину коню/ Сбросившему! ости / Целы-то — хотя?).
Невозвратно ушедшее усилено осознанием собственных метамор-)з. На это указывает текстовая смысловая парадигма, актуализирую-ш образ лирической героини (молодость моя; эдакому гостю; той ня) и вариативный повтор в начале стихотворения и в конце, форми-ющий рамочную композицию смыслового развертывания текста: Той граны на карте — / Нет, в пространстве — нет; Той России — нету. / гк и той меня.
Художественное пространство, моделируемое в тексте, является шамичным; реальным (ср.: та страна, новая страна, несчетные вер-гы) и воображаемым, астральным (ср.: весь подлунный свет; небесные ipcmea); открытым; то расширяющимся ( С фонарем обшарьте / Весь )длунный свет), то сужающимся (Выпита как с блюдца:/Донышко бле-
l'll.l;(( I II. ОсНОПЫ ТС"()|)ИИ K'ICCIII
I N2
hs.i
Diana 3. Текстовые категории
HODIil.
Подведем итоги:
Текстовая категория пространство рассматривается как «представ ляющая собой неотъемлемое свойство всех объектов действитель ности» (Т.В. Матвеева), как «пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произ ведения, и система пространственных образов текста» (Н.А. Нико- липа).
Выделяется объективное (диктумное) и субъективное (модусное) пространство с учетом отраженного подобия реальной действитель ности или ее субъективного преломления.
Художественное пространство определяется как «продукт творче- (I на автора, эстетический способ речевого воплощения физическо го и философского аспектов пространства в пределах прозаическо го и поэтического текста» (И.Я. Чернухина).
Свойства реального пространства (протяженность, прерывность/ непрерывность, трехмерность и др.) отражаются в тексте.
Среди типов текстового пространства выделяются: объективное / субъективное; концептуальное /художественное; реальное художе ственное и ирреальное (астральное, волшебное, инфернальное, фан тастическое, пространство Зазеркалья, сказочное); открытое/за крытое; расширяющееся / сужающееся; конкретное / абстрактное; реально видимое / воображаемое.
(!реди ялыконых маркеров текстовой категории пространства выде ляются лексические, морфологические, синтаксические.
Премя п пространство в их единстве называются хронотопом. Хро нотоп определяется как формально-содержательная категория «вре- ммпрострапстио» (М.М. Бахтин).
Пзапмосиязь времени и пространства проявляется в том, что «при меты времени раскрываются в пространстве, а пространство осмыс ливается временем» (М.М. Бахтин).
И категории хронотопа важна точка отсчета: «я — здесь — сейчас», «я там тогда», «он — здесь — сейчас» и др.
ЗОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
*■ Как определяется текстовая категория пространство?
Какие) онойсм ва реального пространства находят отражение в тексте? И чом различие объективного (диктумного) и субъек/ишюю (модус мою) iipooi panel на?
Как вы определите категорию художественное пространство?
Чем отличается реальное художественное пространство от ирреаль ного?
У Какие виды ирреального художественного пространства вы знаете?
> Какие типы художественного пространства выделены И.Я. Чернухи- ной?
у Назовите языковые маркеры текстовой категории пространство.
> Что называется хронотопом? Кто из ученых выделил данную катего рию?
3.6. ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ СОБЫТИЕ
Событие справедливо отнесено некоторыми учеными к глобальным категориям текста, значимым для организации его структуры и смыслового содержания. Разные аспекты рассмотрения данного феномена нашли отражение в работах Т.М. Николаевой, В.З. Демьянкова, Н.Д. Арутюновой, И.Я. Чернухиной, А.Ф. Папиной и др.
О роли события в формировании содержания суждения в связи с описанием различных этапов этого процесса пишет и У.Л. Чейф (2001). Расчленение эпизода (он определяется как «кусок содержания») рассматривается исследователем как начальный этап этого процесса: «при расчленении эпизодов больший эпизод заменяется сочетанием меньших эпизодов, а при пропозиционализации эпизод заменяется сущностью иного рода: структурой, состоящей из события (или ситуации) плюс — в качестве отдельных элементов — предметы, которые говорящий выбрал для вербализации в качестве участников события» [Чейф, 2001, с. 16J. По мысли ученого, «построение суждения включает: 1) выделение предметов из события или ситуации, охватываемой эпизодом, и 2) приписывание ролей этим предметам в рамках данного события или ситуации» [Чейф, 2001, с. 16-17].
Что понимается под текстовой категорией событие? Это такая текстовая категория, которая связана с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени. А.Ф. Папина отмечает: «Категория события обозначает нечто случившееся с кем-то или с чем-то, называет действие, происходившее в прошлом, происходящее в данный момент, ожидаемое или возможное в будущем. Действия событийного типа связаны с понятиями "ситуация", "процесс", "происшествие", "случай", "эпизод", "положение дел"» [Папина, 2002
('обмтпе рассматривается исследователем как текетообразующая категория, которая выражает -н коммуникативной перспективе основ пое сообщение I'ему текста- | Панина, 2002, с 13Л|. 11.Д. Арутюнова и
Риды II. Основы теории текста
Л.Ф. Панина включают и данную категорию и качество впдоних поимтий собственно Событие, Процесс, Состояние, Факт.
К средствам выражения категории события исследователи относят событийные предикаты, которые обозначают динамику действия, его фазы и другие особенности (ср. примеры: запел, сказал, пришел, закрыли и др.), процессные предикаты, обозначающие статику или процессную динамику (читает, доказывал, доказал и др.) (см. описание их 'типов в книге [Папина, 2002]).
Различие между фактом и событием отмечено Н.Д. Арутюновой: «Имя факт ориентировано на мир знания, т.е. на логическое пространство, организованное координатой истины и лжи, имя событие ориентировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени» [Арутюнова, 1988, с. 168].
Как отмечает А.Ф. Папина, «предикаты со значением факта обозначают прошедшее событие, существование чего-либо свершившегося, его состояние и находятся в придаточном изъяснительном предложении, входящем в состав сложного, построенного по модели «то — что...». Предикат главного предложения играет важную роль в оформлении «ментальной оболочки» сложного предложения. Он выражается любой формой личного или безличного глагола, словами категории состояния, отглагольными существительными» [Папина, 2002, с. 146—147]. Типология предикатов главного предложения со значением факта описана автором, включая, например: думать, мыслить, помнить, знать, любить, ненавидеть и т.д.
Событие может быть реальный и вымышленным. Ученые выделяют и такой тип события, как художественное. В концепции И.Я. Чернухи-ной (1987) художественное событие рассматривается как «продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом или поэтическом тексте» [Чернухина, 1987, с. 10].
К средствам выражения категории «событие» автор относит, наряду с глаголами и отглагольными существительными, собственно событийную лексику, называющую отвлеченные события (случай, происшествие и др.), события, связанные с военными действиями (бой, победа, война и др.), гражданские социальные события (путч, конфликт, казнь и др.), события, связанные с началом и концом жизни человека (рождение, кончина и др.), события личного характера (свадьба, встреча и др.) [Чернухина, 1987, с. 10-11].
Текстовая категория событие соотносится автором с универсальным смыслом «художественное событие». «Событием является такой смысл поэтического произведения, который поддается свертыванию в глагольную фразу с названным субъектом действия. При этом глаголы
'"•_'__ Miami 'I. Irhini kiii сгорим
должны иметь семантику -«физическое действие", "Интеллектуальное
действие», •■движение", -ста гика», это могу г быть экзиетепппопальные
и фа.юкые глаголы •> | Чернухи па, 1!)87, с. ,'М |.
Какие i iiiii.i художественном) события выделяет исследователь?
I ) Конкретное художественное событие «продукт творчества авто ра, эстетически отражающий факты общественной пли личной жил пи человека, факты существования природы» |там же|. К приметам
д; ого типа конкретного художественного события относятся:
ограниченная протяженность в конкретном времени, отношение к определенному субъекту, передача содержания события словами в прямом значении — событийными существительными или глагола ми.
2) Художественное событие-обобщение — «продукт творчества авто
ра, эстетически отражающий факты общественной или лг ой жизни
человека, субъектом которых могут быть многие лица, обладающие сходными особенностями. Событие-обобщение протекает в грани цах времени-обобщения» [там же]. Среди признаков события обоб щения автор называет то, «что субъектом события может быть боль шая группа лиц, обладающих сходными признаками, что событие протекает в пределах времени-обобщения» [там же, с. 361.
Художественное событие-абстракция — «продукт творчества aim> ра, эстетически отражающий факт из жизни лица, общества ii./in при роды и являющийся символом ряда конкретных событий, имеющих общие признаки» [там же]. К важным признакам данного типа ху дожественного события исследователь относит: способность стано виться «означающим для открытого ряда конкретных событий, име ющих подобных субъектов со сходной семантикой образов, таких конкретных событий, содержание которых ассоциируется с назван ными в стихотворении по важнейшим признакам» [там же, с. 381.
Поэтическая трансформация художественного события — «проду кт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вы^ мышленного события, заменяющего конкретное событие. Средством выражения поэтически трансформированного события является ал легория» [там же].
Таким образом, автор книги в основу категории «событие» кладет типы универсальных смыслов и подтипы, учитывая характер их яэыко вого воплощения.
Подведем итоги:
• Событие — глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения.
187 186
Построение суждения включает выделение предметов из событияили ситуации и приписывание ролей этим предметам в рамках данного события (У.Л. Чейф).
Событие — это текстовая категория, которая связана с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени.
Событие выражает основное сообщение — рему текста (А.Ф. Папина).
И качестве видовых понятий в категорию «событие» включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт (А.Ф. Папина). Среди средств выражения категории событие выделяются: событий-ные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, событийные существительные и др.
Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Художественное событие — «продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаическом и поэтическом тексте» (И.Я. Чернухина). Выделяются следующие типы категории «художественное событие»: конкретное художественное событие, художественное событие-обобщение, художественное событие-абстракция, поэтически трансформированное художественное событие.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III