logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Глава 3. Текстовые категории

Выпита как с блюдца: Донышко блестит! Можно ли вернуться В дом, который — срыт?

Заново родися! В новую страну! Ну-ка, воротися На спину коню

Сбросившему! (Кости Целы-то — хотя?) Эдакому гостю Булочник — ломтя

Ломаного, плотник — Гроба не продаст! Той ее — несчетных Верст, небесных царств.

Той, где на монетах — Молодость моя, Той России — нету. Как и той меня.

1931

Лексическая макроструктура контрастивного типа в тексте основа­на противопоставлении текстовых парадигм, актуализирующих кон-тты прошлое страны (оно потеряно, его нет (три раза повторяется )во «нету»): Той страны, Той ее несметных/Верст, небесных царств; % где на монетах/Молодость моя; Той России...) и настоящее (в ко-юм та страна Выпита как с блюдца:/Донышко блестит!). Благодаря )му и сравнениям в лирическом отступлении автора усиливается до пи чувство ностальгии лирической героини: Можно ли вернуться / В и, который срыт?; Ну-ка, воротися/На спину коню/ Сбросившему! ости / Целы-то хотя?).

Невозвратно ушедшее усилено осознанием собственных метамор-)з. На это указывает текстовая смысловая парадигма, актуализирую-ш образ лирической героини (молодость моя; эдакому гостю; той ня) и вариативный повтор в начале стихотворения и в конце, форми-ющий рамочную композицию смыслового развертывания текста: Той граны на карте — / Нет, в пространстве нет; Той России нету. / гк и той меня.

Художественное пространство, моделируемое в тексте, является шамичным; реальным (ср.: та страна, новая страна, несчетные вер-гы) и воображаемым, астральным (ср.: весь подлунный свет; небесные ipcmea); открытым; то расширяющимся ( С фонарем обшарьте / Весь )длунный свет), то сужающимся (Выпита как с блюдца:/Донышко бле-

l'll.l;(( I II. ОсНОПЫ ТС"()|)ИИ K'ICCIII

I N2

hs.i

Diana 3. Текстовые категории

(/пит!) и соответствии с ангорской интенцией и творческим замыслом

HODIil.

Подведем итоги:

ЗОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

*■ Как определяется текстовая категория пространство?

Какие) онойсм ва реального пространства находят отражение в тексте? И чом различие объективного (диктумного) и субъек/ишюю (модус мою) iipooi panel на?

У Какие виды ирреального художественного пространства вы знаете?

> Какие типы художественного пространства выделены И.Я. Чернухи- ной?

у Назовите языковые маркеры текстовой категории пространство.

> Что называется хронотопом? Кто из ученых выделил данную катего­ рию?

3.6. ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ СОБЫТИЕ

Событие справедливо отнесено некоторыми учеными к глобальным категориям текста, значимым для организации его структуры и смыс­лового содержания. Разные аспекты рассмотрения данного феномена нашли отражение в работах Т.М. Николаевой, В.З. Демьянкова, Н.Д. Ару­тюновой, И.Я. Чернухиной, А.Ф. Папиной и др.

О роли события в формировании содержания суждения в связи с описанием различных этапов этого процесса пишет и У.Л. Чейф (2001). Расчленение эпизода (он определяется как «кусок содержания») рас­сматривается исследователем как начальный этап этого процесса: «при расчленении эпизодов больший эпизод заменяется сочетанием меньших эпизодов, а при пропозиционализации эпизод заменяется сущностью иного рода: структурой, состоящей из события (или ситуации) плюс — в качестве отдельных элементов — предметы, которые говорящий вы­брал для вербализации в качестве участников события» [Чейф, 2001, с. 16J. По мысли ученого, «построение суждения включает: 1) выделе­ние предметов из события или ситуации, охватываемой эпизодом, и 2) приписывание ролей этим предметам в рамках данного события или ситуации» [Чейф, 2001, с. 16-17].

Что понимается под текстовой категорией событие? Это такая тек­стовая категория, которая связана с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном пространстве и времени. А.Ф. Па­пина отмечает: «Категория события обозначает нечто случившееся с кем-то или с чем-то, называет действие, происходившее в прошлом, проис­ходящее в данный момент, ожидаемое или возможное в будущем. Дей­ствия событийного типа связаны с понятиями "ситуация", "процесс", "происшествие", "случай", "эпизод", "положение дел"» [Папина, 2002

('обмтпе рассматривается исследователем как текетообразующая категория, которая выражает -н коммуникативной перспективе основ пое сообщение I'ему текста- | Панина, 2002, с 13Л|. 11.Д. Арутюнова и

Риды II. Основы теории текста

Л.Ф. Панина включают и данную категорию и качество впдоних поимтий собственно Событие, Процесс, Состояние, Факт.

К средствам выражения категории события исследователи относят событийные предикаты, которые обозначают динамику действия, его фазы и другие особенности (ср. примеры: запел, сказал, пришел, закры­ли и др.), процессные предикаты, обозначающие статику или процесс­ную динамику (читает, доказывал, доказал и др.) (см. описание их 'ти­пов в книге [Папина, 2002]).

Различие между фактом и событием отмечено Н.Д. Арутюновой: «Имя факт ориентировано на мир знания, т.е. на логическое простран­ство, организованное координатой истины и лжи, имя событие ориен­тировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени» [Арутюнова, 1988, с. 168].

Как отмечает А.Ф. Папина, «предикаты со значением факта обозна­чают прошедшее событие, существование чего-либо свершившегося, его состояние и находятся в придаточном изъяснительном предложении, входящем в состав сложного, построенного по модели «то — что...». Пре­дикат главного предложения играет важную роль в оформлении «мен­тальной оболочки» сложного предложения. Он выражается любой фор­мой личного или безличного глагола, словами категории состояния, отглагольными существительными» [Папина, 2002, с. 146—147]. Типо­логия предикатов главного предложения со значением факта описана автором, включая, например: думать, мыслить, помнить, знать, любить, ненавидеть и т.д.

Событие может быть реальный и вымышленным. Ученые выделяют и такой тип события, как художественное. В концепции И.Я. Чернухи-ной (1987) художественное событие рассматривается как «продукт твор­чества автора, эстетический способ речевого воплощения фактов обще­ственной или личной жизни человека, а также фактов существования при­роды в прозаическом или поэтическом тексте» [Чернухина, 1987, с. 10].

К средствам выражения категории «событие» автор относит, наря­ду с глаголами и отглагольными существительными, собственно собы­тийную лексику, называющую отвлеченные события (случай, происше­ствие и др.), события, связанные с военными действиями (бой, победа, война и др.), гражданские социальные события (путч, конфликт, казнь и др.), события, связанные с началом и концом жизни человека (рожде­ние, кончина и др.), события личного характера (свадьба, встреча и др.) [Чернухина, 1987, с. 10-11].

Текстовая категория событие соотносится автором с универсаль­ным смыслом «художественное событие». «Событием является такой смысл поэтического произведения, который поддается свертыванию в глагольную фразу с названным субъектом действия. При этом глаголы

'"•_'__ Miami 'I. Irhini kiii сгорим

должны иметь семантику -«физическое действие", "Интеллектуальное

действие», •■движение", -ста гика», это могу г быть экзиетепппопальные

и фа.юкые глаголы •> | Чернухи па, 1!)87, с. ,'М |.

Какие i iiiii.i художественном) события выделяет исследователь?

I ) Конкретное художественное событие «продукт творчества авто ра, эстетически отражающий факты общественной пли личной жил пи человека, факты существования природы» |там же|. К приметам

д; ого типа конкретного художественного события относятся:

ограниченная протяженность в конкретном времени, отношение к определенному субъекту, передача содержания события словами в прямом значении — событийными существительными или глагола ми.

2) Художественное событие-обобщение — «продукт творчества авто

ра, эстетически отражающий факты общественной или лг ой жизни

человека, субъектом которых могут быть многие лица, обладающие сходными особенностями. Событие-обобщение протекает в грани цах времени-обобщения» [там же]. Среди признаков события обоб щения автор называет то, «что субъектом события может быть боль шая группа лиц, обладающих сходными признаками, что событие протекает в пределах времени-обобщения» [там же, с. 361.

  1. Художественное событие-абстракция — «продукт творчества aim> ра, эстетически отражающий факт из жизни лица, общества ii./in при роды и являющийся символом ряда конкретных событий, имеющих общие признаки» [там же]. К важным признакам данного типа ху­ дожественного события исследователь относит: способность стано­ виться «означающим для открытого ряда конкретных событий, име­ ющих подобных субъектов со сходной семантикой образов, таких конкретных событий, содержание которых ассоциируется с назван­ ными в стихотворении по важнейшим признакам» [там же, с. 381.

  2. Поэтическая трансформация художественного события — «проду кт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вы^ мышленного события, заменяющего конкретное событие. Средством выражения поэтически трансформированного события является ал легория» [там же].

Таким образом, автор книги в основу категории «событие» кладет типы универсальных смыслов и подтипы, учитывая характер их яэыко вого воплощения.

Подведем итоги:

• Событие — глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения.

187

186

Раздел П. Основы теории текста

Построение суждения включает выделение предметов из событияили ситуации и приписывание ролей этим предметам в рамках дан­ного события (У.Л. Чейф).

Событие — это текстовая категория, которая связана с описанием различных действий субъекта и объекта в определенном простран­стве и времени.

Событие выражает основное сообщение — рему текста (А.Ф. Папи­на).

И качестве видовых понятий в категорию «событие» включаются: собственно событие, процесс, состояние, факт (А.Ф. Папина). Среди средств выражения категории событие выделяются: событий-ные, процессные предикаты, предикаты со значением факта, собы­тийные существительные и др.

Событие может быть реальным, вымышленным, художественным. Художественное событие — «продукт творчества автора, эстетичес­кий способ речевого воплощения фактов общественной или личной жизни человека, а также фактов существования природы в прозаи­ческом и поэтическом тексте» (И.Я. Чернухина). Выделяются следующие типы категории «художественное событие»: конкретное художественное событие, художественное событие-обобщение, художественное событие-абстракция, поэтически трансформированное художественное событие.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4