Раздел II. Основы теории текста 174
тетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов времени в пределах прозаического или поэтического текстов»[1987, с. 8].
Остановимся подробнее на видах художественного времени. Среди них выделяется «художественное время, которое может быть представлено в качестве реального объективного, циклического, субъективного, а также ирреального времени разных типов» [Папина, 2002, с. 163]. Реальное художественное время в типологии автора «в большей степени соотнесено с миром действительности», «менее подвержено изменениям под воздействием настроений автора», «время реального мира обычно проспективно, хронологически последовательно» [Папина, 2002, с. 218]. К ирреальному времени автор относит такие типы, как астральное, инфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья.
Сравним некоторые примеры из книги А.Ф. Папиной (2002):
сказочного времени: Жил — был поп, / толоконный лоб (А.С. Пушкин);
волшебного времени: — Денежки я приберу, — мужским басом сказала сестра милосердия. — Нечего им тут валяться. — Сгребла птичьей лапой этикетки и стала таять в воздухе (М. Булгаков. Мастер и Маргарита);
фантастического времени в романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»;
времени Зазеркалья: Там, где похоронен старый маг, / Где пробита в мраморе пещера, / Мы услышим робкий, тайный шаг, / Мы с тобой увидим Люцифера (Н.С. Гумилев) и т.д.
Представленная типология художественного времени в книге А.Ф. Папиной строится на основе специфики воплощенных в текстах художественных миров в соответствии с творческой волей автора и типом его поэтического мышления.
О другом подходе к категории времени, отраженном в концепции Г.А. Золотовой, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидоровой в книге «Коммуникативная грамматика русского языка» [1998, с. 23], пишет Н.А. Николина. Этот подход учитывает взаимодействие трех темпоральных «осей»:
«1) календарного времени, отображаемого преимущественно лексическими единицами с семой «время» и датами;
событийного времени, организованного связью всех предикатов текста (прежде всего глагольных форм);
перцептивного времени, выражающего позицию повествователя и персонажа (при этом используются разные лексико-грамматические средства и временные смещения)» [2003, с. 126]. Эта типология доста точно емко и точно отражает основные виды текстового времени с уче-
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III