logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста 174

тетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов времени в пределах прозаического или поэтического текстов»[1987, с. 8].

Остановимся подробнее на видах художественного времени. Среди них выделяется «художественное время, которое может быть представ­лено в качестве реального объективного, циклического, субъективного, а также ирреального времени разных типов» [Папина, 2002, с. 163]. Ре­альное художественное время в типологии автора «в большей степени соотнесено с миром действительности», «менее подвержено изменени­ям под воздействием настроений автора», «время реального мира обыч­но проспективно, хронологически последовательно» [Папина, 2002, с. 218]. К ирреальному времени автор относит такие типы, как астраль­ное, инфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантасти­ческое, фантасмагорическое, время Зазеркалья.

Сравним некоторые примеры из книги А.Ф. Папиной (2002):

сказочного времени: Жил — был поп, / толоконный лоб (А.С. Пуш­кин);

волшебного времени: — Денежки я приберу, мужским басом сказа­ла сестра милосердия. — Нечего им тут валяться. — Сгребла птичьей лапой этикетки и стала таять в воздухе (М. Булгаков. Мастер и Марга­рита);

фантастического времени в романе братьев Стругацких «Понедель­ник начинается в субботу»;

времени Зазеркалья: Там, где похоронен старый маг, / Где пробита в мраморе пещера, / Мы услышим робкий, тайный шаг, / Мы с тобой уви­дим Люцифера (Н.С. Гумилев) и т.д.

Представленная типология художественного времени в книге А.Ф. Папиной строится на основе специфики воплощенных в текстах художественных миров в соответствии с творческой волей автора и ти­пом его поэтического мышления.

О другом подходе к категории времени, отраженном в концепции Г.А. Золотовой, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидоровой в книге «Коммуника­тивная грамматика русского языка» [1998, с. 23], пишет Н.А. Николина. Этот подход учитывает взаимодействие трех темпоральных «осей»:

«1) календарного времени, отображаемого преимущественно лекси­ческими единицами с семой «время» и датами;

  1. событийного времени, организованного связью всех предикатов текста (прежде всего глагольных форм);

  2. перцептивного времени, выражающего позицию повествователя и персонажа (при этом используются разные лексико-грамматические средства и временные смещения)» [2003, с. 126]. Эта типология доста­ точно емко и точно отражает основные виды текстового времени с уче-

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4