4.6. Типы художественных текстов
Художественные тексты классифицируются не только и жамроно стилистическом отношении (ср.: стихотворение, поэма, расска:», роман и т.д.), по и по другим признакам. Традиционной является диффергп циация поэтических и прозаических текстов. Среди прозаических тек сгон выделяются проза классическая и орнаментальная, которая «осип капа на ассоциативно-метафорическом типе связи» [Валгииа, 2003, с. 185]; лирическая, мифологическая, социально-психологическая, лиан норная и др. [Хализев, 2002, с. 431J.
Остановимся на поэтических текстах, отметив их наиболее яркие особенности. Исследователи указывают на «затрудненность, затормо женность» языка поэзии [Шкловский, 1919, с. 113], которая «требует своего кода и шифра» [Гальперин, 1974, с. 95]; подчеркивают значимое гь звуковой стороны речи (ритма, рифм, метра, размера) и эмоциональное отношение к звукам [Овсянико-Куликовский, 1910, с. 182;Якубинский, 1986, с. 170 и др.]; особую роль иносказаний [Потебня, 1976, с. 34 11; вы сокую степень энтропии [Гальперин, 1974, с. 159] и авторской субьек тивной интерпретации отрезка реальной действительности [Чернухи па, 1987, с. 6]. Поэтические тексты, впрочем, тоже могут дифференци роваться не только по жанровому признаку. «Сопоставлять можно степень и тип экспрессивности поэтических текстов, склонность поэта к созданию эффекта неожиданности, семантику образов лирических iс роев и т.д.» [Чернухина, 1987, с. 4].
В.В. Виноградов [1959, с. 28], касаясь вопроса о различии поэтичес ких и прозаических текстов, отмечал разный механизм их членения: «Членение прозаической речи целиком определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает. Оно подчинено своим законам равновесия и благозвучия.
В стихотворной речи членение — сложное и разностепенное (стих, двустишие, четверостишие, строфа и т.п.; ср. также полустишие. Стих обладает более тесным единством интонации, чем высшие и низшие д< >л и стихотворной речи. Разные степени членения стиха равномерны и соотносительны...»
Вместе с тем В.В. Виноградов [1959, с. 27] справедливо полагал, что «Стихи и проза — не две замкнутых системы. Это два типа, исторически размежевавших поле литературы, но границы между ними размыты и переходные явления возможны». Не случайно исследователь критиковал точку зрения Б.В. Томашевского, который сводил различие между
/ .чипа I. I it им urn
(тихом и прозой к тому, что «1)стихотнорная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), a upo:i<i сплошная речь; 2) стих обладает внутренней мерой (ритмом), а проза ею не обладает» (Виноградов, 1959, с. 27].
Ритм, как известно, есть и у прозы, но характер его организаци и и ной, отличны и средства выражения. О том, что нельзя сводить различие поэтических и прозаических текстов только к ритмико-звуковой дифференциации, писал Б.А. Ларин, подчеркивая, что самой яркой особенностью поэзии являются не стихотворные размеры, а «смысловая осложненность слова», эффект «смыслового эха». Ученые указывают на приоритет «мысленной стихии» [Ларин, 1974, с. 47], «смыслового начала» в ней [Сильман, 1977, с. 50].
Как отмечал Б.А. Ларин [1974, с. 81], «простор смыслового осложнения (семантическая кратность, — чтобы "словам было тесно, а мыслям просторно" — гораздо в большей степени характеризует и отличает лирическую речь, чем стихотворность и другие фонетические признаки».
Ученые подчеркивают особую роль лексических средств в поэзии: «Стиховая форма "выжимает" из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность» [Хализев, 2002, с. 272]. Все эти особенности поэтических и прозаических текстов необходимо учитывать, рассматривая их на уроках русского языка и литературы. Специфика текстов, несомненно, определяет процедуру их анализа. В связи с неадекватностью в осмыслении жизненного материала, принципиально различным характером речевой организации, различной функциональной нагрузкой ритмико-звуковых средств, разной степенью эмоциональности поэтических и прозаических текстов, методика их интерпретации должна существенно отличаться. Это должно выражаться, например, в усилении внимания исследователей к эмоциональной тональности поэтических текстов, их звуковой организации и более пристальном внимании к актуализированным речевым средствам. Прозаическую речь исследователи определяют как речь отрывистую, в которой членение «определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает» [Валгина, 2003, с. 181]. «Классическая проза основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей» [там же, с. 185]. По мнению ученого, ритмика в прозе опирается на «приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций»; отмечается отсутствие соизмеримых отрезков в ней [там же].
Размышляя о достоинствах прозаических текстов и опираясь на работы М.М. Бахтина, Е.В. Хализев пишет, что в прозе «перед автором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соеди-
ПСНИЯ II одном и том же тексте ра:шмх MUHep МЫСЛИТЬ п ИЫСКЯЛЫНЙТЬСИ» | Хализеи, 2002, с. 2721. 11аряду с :>тим исследователь указывает на тпкиг особенности прозаических текстов, как тяготение к констатирующему слону, ипеэмоциопальному и «псетилеиому»; на более полное и шири кое использование изобразительных и познавательных возможностей речи [там же, с. 273].
В коммуникативном аспекте выявленные особенности создают раз иую установку на восприятие поэтических и прозаических текстов читателем и определяют специфику коммуникативной стратегии автора и том и в другом случае.
Подведем итоги:
Художественные тексты делятся на поэтические и прозаические, которые, в свою очередь, классифицируются по жанрово-стилистичес ким, тематическим, хронологическим и многим другим параметрам.
К особенностям поэтических текстов ученые относят: затруднен ность, «заторможенность» языка поэзии; наличие своего кода; но вышенную значимость звуковой организации; сложное членение с особой ритмикой, метрикой; словесную экспрессию; смысловую «осложненность» слова; особую роль иносказаний; повышенную эмоциональность и т.д.
Поэтические тексты отличает предельная эмоционально-смы ел< >нни насыщенность, тенденция к монологичности (особенно в лирике), яркое проявление речетворческого начала, выражение экспресии и т.д. (В.Е. Хализев).
Проза рассматривается как «сплошная» речь, для которой характе рен иной ритм, определяемый синтаксическими параметрами; члене ние прозаических текстов обусловлено смысловым и синтаксическим строем, наличием семантико-логических связей в изложении.
К особенностям прозаических текстов ученые относят возможное ти языкового многообразия, многоголосие, тяготение к «конститу ирующему» слову, «внеэмоциональному» и «нестилевому», более широкое использование изобразительных и познавательных поз можностей речи (В.Е. Хализев).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Как классифицируются художественные тексты?
Назовите яркие особенности поэтических текстов.
Какие черты поэтических текстов отмечали В. Шкловский, Б.А. Ларин, И.Р. Гальперин?
Характерен ли ритм для прозаических текстов? В чем его своеобразие?
Свойственно ли разноречие поэтическим текстам?
> Правильно ли угворждонио: «В прозе наиболоо полно и широко используются изобразшельныо и познавательный возможности речи, в поэзии же акцентируются ее экспрессивные и эстетические начала» (В.Е. Хализев)?
В заключение подчеркнем, что многообразие имеющихся в литературе классификаций текстов обусловлено их сложной лингвистической и экстралингвистической природой, специфическими качествами, различной структурой, семантикой и прагматикой. Рассмотренные в главе типологии текстов основаны на учете лингвистических и экстралингвистических критериев, объективных и субъективных, семантических, структурных, жанрово-стилистических, логических, психологических, функциональных, прагматических, информационных, интерпретационных и т.д.
Наряду с широко распространенными в лингвистике и литературоведении классификациями текстов заслуживают специального внимания классификации, отражающие психолингвистический подход к ним; типы текстов, выделяемые в учебной литературе, а также классификации текстов на основе учета сфер общения и функций (типология В.Г. Адмони), жанрово-тематических критериев (типология Э. Гроссе), структурных качеств текстов (типология К. Гаузенбласа ) и др.
Разработка различных классификаций текстов значима для изучения сложного и многообразного мира текстов, окружающих нас, для расширения наших знаний о текстовой деятельности, результатом которой они являются; ее целях и задачах; факторах, влияющих на нее.
Хотя традиционным является деление текстов на художественные и нехудожественные, а художественные тексты особенно часто становятся объектом специального внимания ученых, в выявлении своеобразия художественных произведений разных типов и систематизации их качеств еще многое не выяснено. Новые подходы к изучению художественного текста (когнитивный, коммуникативный, культурологический и др.) позволяют по-новому посмотреть на этот сложный и загадочный феномен. Его своеобразие обусловлено не только противоречивой сущностью текста, о которой писали многие исследователи. Специфика художественного текста обусловлена и его двойственной природой: эстетической, идеальной, и языковой, материальной. Именно поэтому художественный текст будет всегда интересен не только читателю, но и исследователю.
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ II
Текст как основной объект филологических исследований получает наиболее глубокое и разностороннее осмысление в конце XX — нача-
ле XXI иска. И учебной и научной литератур? последних деентилгпп' существенно дополнена информация о тексте, его сущности, нри:ишкю и основных категориях, разработаны многочисленные классификации текстов.
Известны разнообразные определения текста, основанные пи |ш пых подходах к нему: с позиций семиотики, лингвистики, психолшп ни сгики, литературоведения и других паук. Особенно интенсивно разки маются коммуникативное, когнитивное и культурологическое пикрин ления в изучении текста. Коммуникативный подход к тексту являете» комплексным, он опирается на учет различных лингвистических и :>к с.тралингвистических факторов в организации текстовой деятельности на основе которой и происходит общение.
С точки зрения коммуникативной стилистики текст можно опреде лить как речевое произведение, концептуально обусловленное, комму никативно ориентированное в рамках определенной сферы общения имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность,
При таком подходе целесообразно вслед за Е.В. Сидоровым признан коммуникативность как интегральное совокупное качество текста, фо кусирующее и определяющее его системные качества (информативность структурность, интегративность, регулятивность), с которыми соотпо сятся наиболее часто выделяемые исследователями признаки текста связность и цельность, членимость, смысловая завершенность и др.
Текст как форма коммуникации и единица культуры взаимосняла ны. Герменевтический подход к пониманию и определению культурь предполагает ее трактовку как совокупности текстов и механизма, со здающего их. Вступая в диалог с текстом, читатель приобщается к куль туре (Л.Н. Мурзин). Текст как единица культуры погружен в культур ное пространство эпохи, несет печать определенного этапа в исторш общества, культуры народа с его традициями и менталитетом.
Сложная природа текста отражается не только в многообразии под ходов к его определению и систематизации признаков, но и в систем! текстовых категорий. Дискуссионность в их интерпретации и класс и фикации имеет не только объективную, но и субъективную природу обусловленную спецификой подхода к тексту, своеобразием целей и за дач, решаемых исследователями. Наиболее целесообразна трактов к; текстовых категорий как общих и существенных признаков текста, ко торые характеризуют его как целое, отражая его специфику и внутрен нюю сущность.
Учитывая коммуникативную и культурологическую сущность тек ста, к наиболее важным глобальным текстовым категориям, на пап взгляд, следует отнести категории диалогичности (включая катеторш субъектности и адресованности, связанные с образами автора и адреса та), категории времени и пространства, а также событие.
Основные признаки it текстовые категории сноообрално отряжаются и текстах ра:шых типон, хотя и их реализации имеется но только на-риативное, но и инвариантное, обусловленное природой самого текста. В имеющихся классификациях отражаются различные свойства текста, обусловленные его лингвистической и экстралингвистической природой, являющегося фокусом и генератором разных смыслов и эмоций в процессе первичной и вторичной текстовой деятельности.
Рассмотренные типологии текстов дополняют друг друга, расширяя представление о многообразии текстовой деятельности и факторах, определяющих ее.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д, 1993.
Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гума нитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 227— 249.
Болотнова Н.С., Безменова Л.Р. и др. Основы текстоведения в школе: Кни га для учителя. Томск, 2000.
Волгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: На ука, 1981.
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта, 1998.
Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. ун-та, 1999.
Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высш. шк., 1992.
Кожина М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста // Науч. докл. высш. школы: Филол. науки. 1987. № 2.
Лотпман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словес ность. Антология / Под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 202— 205.
Матвеева Т.М. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990.
Мурзин Л.Н. Язык, текст, культура // Человек — Текст — Культура / Под ред. Н.А. Купиной, Т.В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С. 160—169.
Николина НА. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002.
Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М., 1987.
Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М., 1988.
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III