logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Глава 4. Типы текстов

рактера ее экспликации; структуры (ее жесткости / нежесткости); типов смыслового развертывания; регулятивности и т.д.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

4.5. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

Своеобразие художественных текстов, по мнению одних ученых IГ.В. Колшанский и др.), касается только речевой формы. По мнению других, специфика художественных произведений заключается в том, тго. «с одной стороны, это категория эстетическая, идеальная, с другой — жзыковая, материальная» (Индивидуально-художественный стиль и его исследование. Киев; Одесса, 1980, с. 3). Данная позиция представляет-rs более обоснованной и убедительной.

Назовем специфические черты художественного текста. С эстети-чесхой функцией литературного произведения, которая предполагает •Содействие на адресата как красотой и целесообразностью художествен-шсё. формы, так и концептуальностью содержания, способного «заражать» чгтзтеля сопереживанием, рождать «лирическую эмоцию», связаны дру-ше особенности текста. Прежде всего, образность — «способность вызы-«г- систему представлений» [Сорокин, 1982, с. 62] и ассоциативные фор-ав» хигезии [Гальперин, 1981, с. 80]. Эти качества обусловлены антропо-щввпризмом художественного текста (его ориентацией на человека). Они «■юыеляют динамичность, избыточность и недосказанность, конкрет-ткжь и неопределенность литературных произведений (о данных свой-«pix художественного текста см.: [Виноградов, 1971, с. 7; Гальперин, 1ST t. с. 119; Чернухина, 1977, 1984; Колшанский, 1980 и др.]).

На«необыкновенно противоречивые свойства художественного про-:-:;•=>: его относительную вечность и абсолютную мгновенность, isa*it.■.■■гчноеть данных в нем образов при их безграничной потенциаль-■-.".^реальности, его конкретность при отвлеченности, его субъек-

|>э: авторскую замкнутость при огромной социальной общезначи-

Ш указывал В.В. Виноградов [1971, с. 10].

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4