logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

3.3. Текстовая категория диалогичности

Основатель концепции диалогизации М.М. Бахтин справедливо отмечал: «Событие жизни текста, т.е. его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» [Бахтин, 1997, с. 229]. Текст как законченное речевое сообщение, имеющее информа­тивно-смысловую и прагматическую сущность, всегда ориентирован «на другого», даже если этим «другим» является сам автор. В связи с этим диалогичность текста рассматривается как важнейшая текстовая кате­гория [Кожина, 1986; Очерки истории научного стиля русского литера­турного языка XVIII—XX вв. Т. I—II / Под ред. проф. М.Н. Кожиной. Пермь, 1994-1998].

В рамках коммуникативной стилистики текста речь идет о катего­риях субъектности и адресованности (см., например: [Болотнова, 2000 (б)]; [Болотнова, Бабенко, Васильева и др., 2001]). Коммуникативная сущность текста выражается в том, что структура, семантика и прагма­тика текста (т.е. его форма, содержание и функции) подчинены выра­жению авторской интенции и ее экспликации. Регулятивная функция текста, таким образом, является одной из основных, наряду с другими: социальной, системной, эмотивной, фатической, метаязыковой. Все они имеют статус эпифункций по сравнению с коммуникативной функцией (ср.: [Сидоров, 1987; Пазухин, 1979]).

Диалог с текстом является ключевой проблемой в теории текста, учитывающей сопряженность первичной и вторичной коммуникатив­ной деятельности автора и адресата: текст «в снятом виде» (М.Н. Кожи­на) отражает первичную коммуникативную деятельность и является объектом вторичной коммуникативной деятельности.

Категория диалогичности описана М.Н. Кожиной в книге «О диа-логичности письменной научной речи». Диалогичность рассмотрена ав­тором как «фундаментальное свойство речи вообще», как «всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной фун­кции языка» [Кожина, 1986, с. 37]. Анализируя письменную научную речь, автор выявляет характер выражения категории диалогичности: языковые средства, относящиеся к разным уровням языковой системы. На основе их способности выполнять одну функцию в тексте делается вывод о полевой структуре данной категории и ее статусе: она опреде­лена как «особая функциональная семантико-стилистическая категория (весьма широкого объема)» [Кожина, 1986, с..88]. Конкретизируя струк­туру поля функциональной семантико-стилистической категории dua-логичнвсти, ученые отмечают совмещение и пересечение четырех мик-рополей в рамках поля: 1) репрезентации плана речи «третьих» лиц; 2) взаимодействия смысловых позиций; 3) автодиалогичности; 4) по­буждения [Дускаева, 2003, с. 134].