Раздел II. Основы теории текста 176
Льются реки, плещут волны света,облака похожи на ягнят... Травы, шелестящие от ветра, полчищами поймы полонят.
Художественное время-абстракция трактуется исследователем как «продукт творчества автора, эстетически отражающий представление о существовании "чистого" времени, лишенного субъекта бытия» [там же]. Примером могут служить строки А. Твардовского:
Время, скорое на расправу, В меру дней своих скоростных, Власть иную, иную славу Упраздняет — и крест на них.
В этом случае время «само олицетворяется и оказывается активным действующим лицом», по мысли автора.
Наконец, под поэтической трансформацией времени исследователь понимает «продукт творчества автора, эстетически воплощающий ирреальный образ, который замещает представление о времени» [там же, с. 24]. В качестве примера автор приводит стихотворение А.С. Пушкина «Телега жизни»:
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, ■ Кричим: пошел! ...
Как отмечает исследователь, «здесь трансформированы два типа времени: время-абстракция и время-обобщение» [там же, с. 25).
Таким образом, в рассмотренных типологиях времени, связанных, как правило, отношениями дополнения, реже пересечения (сравним поэтически трансформированное время в типологии И.Я. Чернухиной и ирреальное время в типологии А.Ф. Папиной), за основу берутся разные критерии. В целом в описании категории времени важны: 1) точка отсчета (например, «я — сейчас», «он — тогда»), так как данная категория является векторной [Матвеева, 2003, с. 538], и 2) языковые средства репрезентации времени.
Основные языковые средства, отражающие категорию времени, достаточно полно отмечены в книге Н.А. Николиной [2003, с. 125]: «Это прежде всего система видовременных форм глагола, их последовательность и противопоставления, транспозиция (переносное употребление) форм времени, лексические единицы с темпоральной семантикой, па-
177 Глава 3. Текстовые категории
дежные формы со значением времени, хронологические пометы, синтаксические конструкции, которые создают определенный временнойплан (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего), имена исторических деятелей, мифологических героев, номинации исторических событий».
Подведем итоги:
• Под категорией времени понимается «текстовая категория, с помо щью которой содержание текста соотносится с осью времени: ре альной исторической перспективой действительности или ее пре ломлением» (Т.В. Матвеева).
Это векторная категория, имеющая полевый характер, в описании которой важна точка отсчета.
Выделяется время реальное и перцептуальное (субъективное).
Реальное время характеризуется одномерностью, непрерывностью, необратимостью, упорядоченностью (Н.А. Николина). Это отлича ет его от художественного времени.
• Художественное время определяется как «продукт творчества ав-
»тора, эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов времени в пределах прозаического или поэтического текстов» (И.Я. Чернухина).
• Существуют различные типологии художественного времени: реаль ное объективное, циклическое, субъективное и ирреальное (А.Ф. Па пина); календарное, событийное, перцептивное (Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова); конкретное, абстрактное, обобщен ное, поэтически трансформированное (И.Я. Чернухина); сюжетное, фа бульное, авторское, субъективное время персонажей (Н.А. Николина).
• Ирреальное время представлено следующими разновидностями: астральное, интерфернальное, волшебное, мифологическое, сказоч ное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья (А.Ф. Папина).
• Среди языковых средств выражения текстовой категории времени выделяются лексические, морфологические, синтаксические.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Что понимается под текстовой категорией времени?
Докажите, что категория времени имеет полевый характер.
Что характерно для категории реального времени?
Чем отличается реальное время от художественного?
Какие виды художественного времени выделяют исследователи?
Назовите основные языковые средства выражения текстовой кате гории времени.
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III