logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста 176

Льются реки, плещут волны света,облака похожи на ягнят... Травы, шелестящие от ветра, полчищами поймы полонят.

Художественное время-абстракция трактуется исследователем как «продукт творчества автора, эстетически отражающий представление о существовании "чистого" времени, лишенного субъекта бытия» [там же]. Примером могут служить строки А. Твардовского:

Время, скорое на расправу, В меру дней своих скоростных, Власть иную, иную славу Упраздняет — и крест на них.

В этом случае время «само олицетворяется и оказывается активным действующим лицом», по мысли автора.

Наконец, под поэтической трансформацией времени исследователь понимает «продукт творчества автора, эстетически воплощающий ир­реальный образ, который замещает представление о времени» [там же, с. 24]. В качестве примера автор приводит стихотворение А.С. Пушкина «Телега жизни»:

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, ■ Кричим: пошел! ...

Как отмечает исследователь, «здесь трансформированы два типа времени: время-абстракция и время-обобщение» [там же, с. 25).

Таким образом, в рассмотренных типологиях времени, связанных, как правило, отношениями дополнения, реже пересечения (сравним поэтически трансформированное время в типологии И.Я. Чернухиной и ирреальное время в типологии А.Ф. Папиной), за основу берутся раз­ные критерии. В целом в описании категории времени важны: 1) точка отсчета (например, «я — сейчас», «он — тогда»), так как данная катего­рия является векторной [Матвеева, 2003, с. 538], и 2) языковые сред­ства репрезентации времени.

Основные языковые средства, отражающие категорию времени, до­статочно полно отмечены в книге Н.А. Николиной [2003, с. 125]: «Это прежде всего система видовременных форм глагола, их последователь­ность и противопоставления, транспозиция (переносное употребление) форм времени, лексические единицы с темпоральной семантикой, па-

177 Глава 3. Текстовые категории

дежные формы со значением времени, хронологические пометы, син­таксические конструкции, которые создают определенный временнойплан (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего), имена исторических деятелей, мифологических ге­роев, номинации исторических событий».

Подведем итоги:

• Под категорией времени понимается «текстовая категория, с помо­ щью которой содержание текста соотносится с осью времени: ре­ альной исторической перспективой действительности или ее пре­ ломлением» (Т.В. Матвеева).

• Художественное время определяется как «продукт творчества ав-

»тора, эстетический способ речевого воплощения физического и фи­лософского аспектов времени в пределах прозаического или поэти­ческого текстов» (И.Я. Чернухина).

• Существуют различные типологии художественного времени: реаль­ ное объективное, циклическое, субъективное и ирреальное (А.Ф. Па­ пина); календарное, событийное, перцептивное (Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова); конкретное, абстрактное, обобщен­ ное, поэтически трансформированное (И.Я. Чернухина); сюжетное, фа­ бульное, авторское, субъективное время персонажей (Н.А. Николина).

• Ирреальное время представлено следующими разновидностями: астральное, интерфернальное, волшебное, мифологическое, сказоч­ ное, фантастическое, фантасмагорическое, время Зазеркалья (А.Ф. Папина).

• Среди языковых средств выражения текстовой категории времени выделяются лексические, морфологические, синтаксические.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ