logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Глава 1. Понятие о тексте

Относительно суждения М.Р. Львова о том, что «не следует отож­дествлять текст с произведением литературы» [Львов, 1997, с. 219], есть разные точки зрения. По этому вопросу у учителя должно быть свое соб­ственное мнение: «произведение или текст есть лишь то, что мы догово­рились так называть» [Долинин, 1994 с. 8]. Наряду с широко распрост­раненной точкой зрения относительно отождествления этих понятий, есть и другая. Ср. утверждение: «произведение — это текст плюс его ис­тория...»; произведение — «это текст в контексте творчества автора, про­читанный и осмысленный не только "снизу", с позиции рядового чита­теля, но и "сверху", с позиции самого автора и шире — литературного процесса» [Долинин, 1994, с. 14].

Думается, такое условное разграничение понятий «произведение» и «текст» возможно, хотя и не обязательно. В современных работах по тексту давно преодолен изолированный подход к нему вне контекста творчества и литературного процесса в целом. Вместе с этим снимается и необходимость разграничения этих понятий.

Из имеющихся учебно-методических изданий, в которых дается определение текста, наиболее удачным можно признать «Учебный сло­варь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика» (М., 2003) Т.В. Матвеевой. Текст трактуется автором с учетом современных дос­тижений теории текста как «результат целенаправленного речевого твор­чества, целостное речевое произведение, коммуникативно обусловлен­ная речевая реализация авторского замысла» [Матвеева, 2003, с. 352].

Что же касается современных собственно научных работ по теории текста, то их обзор позволяет сделать вывод о доминировании синтак­сического подхода к нему. Это связано с интенсивной разработкой та­кого направления, как лингвистика текста. В лингвистике текста сверх­фразовое единство и текст в целом трактуется как «организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объ­единяющий синтаксические единицы в некое целое» (Русская грамма­тика: В 2 т. М., 1980. Т. 2, с. 83).

А.И. Горшков не случайно говорит о «собственно языковедческом», синтаксическом, «от предложения» подходе к тексту, ссылаясь на точ­ки зрения К. Бринкера, Р. Харвега и др. [Горшков, 2001, с. 54]. С утвер­ждением автора, что в лингвистике «синтаксическое понимание текста остается на первом плане» [Горшков, 2001, с. 55], вполне можно согла­ситься. Именно этот подход стал ведущим и в школьном преподавании русского языка (ср. анализ определений текста в школьных учебниках). Эта тенденция сохраняется в ряде работ последних лет (ср.: [Дымарс-кий, 2002; Папина, 2002; Валгина, 2003, Филиппов, 2003 и др.]). При этом учеными признается, что под текстом понимается и отдельное высказывание, и сложное синтаксическое целое, и завершенное произ-

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4