logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

169 Глава 3. Текстовые категории

Это — в минуты творчества. Однако ни для кого, а для поэта темболее, не тайна, что каждое стихотворение находит себе живого реаль­ного читателя среди современников, порой потомков...» [Гумилев, 1990, с. 203]. Сравним строки А.А. Ахматовой: «А каждый читатель как тайна, / Как в землю закопанный клад...».

К средствам выражения образа адресата относятся как прямые об­ращения и посвящения, лирические отступления, ориентированные на читателя, так и местоимения ты, вы, твой, ваш и др., использование имен, фамилий и т.д. Ср. строки М.И. Цветаевой с разными формами выраже­ния категории адресата:

С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге! —

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге...

Слова и смыслы

Ты обо мне не думай никогда!

(На-вязчива!)

Ты обо мне подумай: провода:

Даль — длящие...

В первом случае стихи прямо адресованы мужу Сергею Эфрону, хотя не лишены художественного обобщения, во втором случае образ лири­ческого героя недостаточно конкретизирован (ср. местоимения ты).

Образ адресата иногда выступает лишенным индивидуальных осо­бенностей, обобщенным. Так, в стихотворении А. Белого «Жди меня» содержится обращение к лирической героине, образ которой лишен ин­дивидуальных черт, имеет большую обобщающую силу, соотносясь с определенной и достаточно типичной ситуацией разлуки с любимой:

Жди меня Далекая, родная, — Жди меня...

Далекая, родная: Буду - я!..

Твои глаза мне станут — Две звезды.

Тебе в тумане глянут — Две звезды....

Возможна и автокоммуникация, представляющая собой форму об­ращения субъекта к самому себе. В художественном тексте этот прием особенно часто используется, выполняя эстетическую функцию в соот­ветствии с творческим замыслом автора, способного к различным пере-

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4