logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

3.4. Текстовая категориявремя

Текстовая категория время определяется как такая категория, «с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: ре­альной исторической перспективой действительности или ее прелом­лением» [Матвеева, 2003, с. 536].

Мир художественного произведения, коррелирующий с миром ре­альной действительности, не может существовать вне времени и про­странства. Данные категории являются ключевыми в параметризации эстетической действительности, вымышленной автором и материали­зованной им в словесно-художественной форме. Какие виды времени существуют?

Исследователи выделяют время реальное и перцептуальное (время в его субъективном восприятии), соотнося данные виды применитель­но к тексту с временем объективным (диктумным) и субъективным (мо-дусным).

Объективное время определяется как «относительно адекватно от­раженное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности...» [Матвеева, 2003, с. 537]. Субъективное время связано с индивидуаль­ным осмыслением модели объективного времени.

В лингвистике активно используются термины абсолютное (абст­рактное, естественное, природное) и относительное время, соотнесен­ное с иным временем, другой точкой отсчета {Виноградов В.В. Русский язык, М., 1972; Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н.Д. Арутюновой. М., 1997).

Наряду с этим есть и иные типологии. Со времен А.А. Потебни при­нято разграничивать время реальное и художественное. Для реального времени характерны: «одномерность, непрерывность, необратимость, упорядоченность» [Николина, 2003, с. 122]. Не все эти признаки харак­терны для художественного времени, которое может быть многомерным, обратимым, прерывистым, дискретным. Что касается упорядоченнос­ти, она определяется эстетическим замыслом автора и подчинена избран­ной им стратегии текстового развертывания.

Исследователи рассматривают художественное время как единство конечного и бесконечного, частного и общего [Тураева, 1979, с. 29; Ни­колина, 2003, с. 124]. Как отмечает Н.А. Николина, «художественное время носит системный характер. Это способ организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и одновременно образ, связанный с воплощением авторской концепции, с отражением именно его картины мира...» [Николина, 2003, с. 122]. И.Я. Чернухина определяет художественное время как «продукт творчества автора, эс-