logo
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

4.3. Классификации текстов в учебной литературе

Учитывая научно-методический характер настоящего издания, ос­тановимся подробнее на типах текстов, представленных в учебной ли­тературе. Их особенностью является ориентация на сферу обучения, включая текстообразование, учет структуры текста и характера развер­тывания содержания. Так, В.Н. Мещеряков в книге «Педагогическое речеведение: Словарь-справочник» [1998, с. 239—240] по степени само­стоятельности выделяет первичные и вторичные тексты, созданные на основе первичных (конспекты, изложения и др.); первично-вторичные (обзор литературы, школьные сочинения, рефераты проблемного типа и т.д.). Кроме этого, исследователь различает моноперспективные и по­липерспективные тексты (развертывающиеся в одной или в несколь­ких перспективах), а также непрерывно-фабульные и прерывно-фабуль­ные (по способам передачи фабулы).

М.Р. Львов в «Словаре-справочнике по методике русского языка» [1997, с. 210] к типам текстов относит повествование, описание, рассуж­дение, которые обычно квалифицируют как функционально-смысловые типы речи (ср.: [Нечаева, 1974 и др.]). В новом учебнике Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина дополнительно выделяются контаминированные тек­сты, в которых «используются различные функционально-смысловые типы речи» [Гольцова, Шамшин, 2005, с. 426].

Ввиду значимости данной информации, которой уделяется особое внимание в школьной практике, и необходимости обобщения сведений о данных типах речи, остановимся на их специфике подробнее.

По мнению авторов пособия «Развитие речи: теория и практика обу­чения» [1994, с. 29], описание, повествование, рассуждение соответствен­но отражают: 1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномомен­тно; 2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; 3) мир в причинно-следственных связях. Опираясь на работы Г.А Золо-товой (1979 и др.), исследователи соотносят специфику рассматривае­мых типов речи с актуальным членением предложений, динамическим развертыванием текста от данного (темы) к новому (реме). Весьма по­лезной для учителя может быть таблица, содержащаяся в пособии (С. 190], отражающая специфику двух типов речи.

Чтобы объединить отдельные, часто неполные сведения о типах речи, имеющиеся в разных пособиях, обобщим информацию о них в виде ком­плексной табл. 9, фиксирующей типы речи, их определения, подвиды типов речи и языковые средства их манифестации. Думается, такая си­стематизация сведений будет полезна учителю в практической учебной деятельности, хотя и эта информация о типах речи не является исчер­пывающей.

Раздел П. Основы теории текста

191

Таблица *

Тип речи

Значение

«данного»

«нового»

Повествование

Лицо, время, место действия

Сменяющиеся друг друга действия

Описание предмета

Предмет (его части)

Признаки предмета

Описание места

Местоположение

Предметы

Описание состояния

Лицо. Элементы среды

Признаки состояния

Оценка действительности

Предметы, качества, действия

Оценка

Что же касается определения и объяснения, их иногда рассматрива­ют как функционально-смысловые типы речи [Одинцов, 1980, с. 93; Сол­ганик, 1997, с. 150-151]. Специфика определения «...в том, что определяе­мое понятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадле­жит, при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовое отличие)» [Солганик, 1997, с. 151]. Наи­более полной является типология текстов, предложенная Г.Я. Солгани-ком [Солганик, 1997, с. 88-89]:

«1. По характеру построения (от 1-го, 2-го или 3-го лица).

  1. По характеру передачи чужой речи (прямая, косвенная, несоб­ ственно-прямая).

  2. По участию в речи одного, двух или большего количества участ­ ников (монолог, диалог, полилог).

  3. По функционально-смысловому назначению (функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.).

  4. По типу связи между предложениями (тексты с цепными связя­ ми, с параллельными, с присоединительными).

  5. По функциям языка и на экстралингвистической основе выделя­ ются функциональные стили — функционально-стилистическая типо­ логия текстов».

Рассмотренная классификация заслуживает особого внимания учите­ля ввиду ее обобщающего характера; является собственно лингвистичес­кой и касается в основном текстов, трактуемых в узком смысле этого слова.

Подведем итоги:

Оо

Таблица 9

Функционально-смысловые типы речи

Виды

Характерные языковые средства

лексические

морфологические

синтаксические

I. Повествова­ние - «рассказ о собы­тиях» [Горшков, 1996, с. 93]

1) Объективированное, нейтральное. 2) Субъективное, пронизанное авторскими эмоциями. 3) Сообщение [Солганик, 1997, с. 143-144]

1) «Обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозна­чения самих дей­ствий» [Солганик, 1997, с. 143]. 2) Слова, подчерки­вающие последова­тельность действий (потом, затем и др.) [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 70].

1) «Организующая роль принад­лежит глаголам» [Горшков, 1996, с. 93]. 2) «Нуждается в глаголах движе­ния, восприятия» [Казарцева, 1998, с. 285] 3) Используются глаголы начина­тельного способа действия (на­чали, стали...). 4) «Частотны глагольные формы прошедшего времени совершен­ного вида» [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 70]. 5) «Смена временного плана в формах глагола». 6) Видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия [Тумина, 1998, с. 1541.

1) Союзы со значением чере­дования, сопоставления или возникновения действия. 2) Порядок слов в предложе­нии [Тумина, 1998, с. 154]. 3) Цепной вид связи [Казар­цева, 1998, с. 185].

II. Описание - «словес­ное изображение какого-либо явления действи­тельности путем пере­числения его характер­ных признаков» [Горш­ков, 1996, с. 94]

1) Научные, художественные деловые. 2) Описание портрета, пейзажа, животного, растения, любого неодушевленного предмета и т.д. [Тумина, 1997, с. 127]. 3) Статическое («которое преры­вает развитие действия») и дина­мическое («которое не приоста­навливает действия, будучи включенным в событие») [Солга­ник, 1997, с. 137)

1) Эмоционально-экспрессивные лек­сические и фразеоло­гические средства, метафоричность (особенно глаголь­ная). 2) Употребление эпитетов [Тумина, 1998, с. 128]. 3) «Очень распро­странены сравнения,

1 ) Признаки выражаются пре­имущественно прилагательными и существительными, иногда глаголами и наречиями [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 65]. 2) Соотнесенность видо-времен-ных значений [Тумина, 1998, с. 127]. 3)«Глаголы в описании высту­пают, как правило, в форме несо­вершенного вида, часто в про-

1) Употребление обстоя­тельств, уточняющих сказуе­мое [Тумина, 1998, с. 128]. 2) Перечислительная струк­тура однородных компонен­тов. 3) Прямая модальность [Ту­мина, 1998, с. 127]. 4) Параллельный вид связи.

н