4.3. Классификации текстов в учебной литературе
Учитывая научно-методический характер настоящего издания, остановимся подробнее на типах текстов, представленных в учебной литературе. Их особенностью является ориентация на сферу обучения, включая текстообразование, учет структуры текста и характера развертывания содержания. Так, В.Н. Мещеряков в книге «Педагогическое речеведение: Словарь-справочник» [1998, с. 239—240] по степени самостоятельности выделяет первичные и вторичные тексты, созданные на основе первичных (конспекты, изложения и др.); первично-вторичные (обзор литературы, школьные сочинения, рефераты проблемного типа и т.д.). Кроме этого, исследователь различает моноперспективные и полиперспективные тексты (развертывающиеся в одной или в нескольких перспективах), а также непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные (по способам передачи фабулы).
М.Р. Львов в «Словаре-справочнике по методике русского языка» [1997, с. 210] к типам текстов относит повествование, описание, рассуждение, которые обычно квалифицируют как функционально-смысловые типы речи (ср.: [Нечаева, 1974 и др.]). В новом учебнике Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина дополнительно выделяются контаминированные тексты, в которых «используются различные функционально-смысловые типы речи» [Гольцова, Шамшин, 2005, с. 426].
Ввиду значимости данной информации, которой уделяется особое внимание в школьной практике, и необходимости обобщения сведений о данных типах речи, остановимся на их специфике подробнее.
По мнению авторов пособия «Развитие речи: теория и практика обучения» [1994, с. 29], описание, повествование, рассуждение соответственно отражают: 1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно; 2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; 3) мир в причинно-следственных связях. Опираясь на работы Г.А Золо-товой (1979 и др.), исследователи соотносят специфику рассматриваемых типов речи с актуальным членением предложений, динамическим развертыванием текста от данного (темы) к новому (реме). Весьма полезной для учителя может быть таблица, содержащаяся в пособии (С. 190], отражающая специфику двух типов речи.
Чтобы объединить отдельные, часто неполные сведения о типах речи, имеющиеся в разных пособиях, обобщим информацию о них в виде комплексной табл. 9, фиксирующей типы речи, их определения, подвиды типов речи и языковые средства их манифестации. Думается, такая систематизация сведений будет полезна учителю в практической учебной деятельности, хотя и эта информация о типах речи не является исчерпывающей.
Раздел П. Основы теории текста
191
|
| Таблица * | |
Тип речи |
| Значение | |
«данного» |
| «нового» | |
Повествование | Лицо, время, место действия | Сменяющиеся друг друга действия | |
Описание предмета | Предмет (его части) |
| Признаки предмета |
Описание места | Местоположение |
| Предметы |
Описание состояния | Лицо. Элементы среды |
| Признаки состояния |
Оценка действительности | Предметы, качества, действия |
| Оценка |
Что же касается определения и объяснения, их иногда рассматривают как функционально-смысловые типы речи [Одинцов, 1980, с. 93; Солганик, 1997, с. 150-151]. Специфика определения «...в том, что определяемое понятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадлежит, при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовое отличие)» [Солганик, 1997, с. 151]. Наиболее полной является типология текстов, предложенная Г.Я. Солгани-ком [Солганик, 1997, с. 88-89]:
«1. По характеру построения (от 1-го, 2-го или 3-го лица).
По характеру передачи чужой речи (прямая, косвенная, несоб ственно-прямая).
По участию в речи одного, двух или большего количества участ ников (монолог, диалог, полилог).
По функционально-смысловому назначению (функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.).
По типу связи между предложениями (тексты с цепными связя ми, с параллельными, с присоединительными).
По функциям языка и на экстралингвистической основе выделя ются функциональные стили — функционально-стилистическая типо логия текстов».
Рассмотренная классификация заслуживает особого внимания учителя ввиду ее обобщающего характера; является собственно лингвистической и касается в основном текстов, трактуемых в узком смысле этого слова.
Подведем итоги:
В учебной литературе по степени самостоятельности выделяются первичные и вторичные тексты (изложения, конспекты и др.), пер вично-вторичные (обзор литературы, рефераты проблемного харак тера) (В.Н. Мещеряков).
В зависимости от особенностей перспективного развертывания диф ференцируются тексты моноперспективные и полиперспективные; по способам передачи фабулы различаются непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные (В.Н. Мещеряков).
Оо
Таблица 9
Функционально-смысловые типы речи | Виды | Характерные языковые средства | ||
лексические | морфологические | синтаксические | ||
I. Повествование - «рассказ о событиях» [Горшков, 1996, с. 93] | 1) Объективированное, нейтральное. 2) Субъективное, пронизанное авторскими эмоциями. 3) Сообщение [Солганик, 1997, с. 143-144] | 1) «Обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозначения самих действий» [Солганик, 1997, с. 143]. 2) Слова, подчеркивающие последовательность действий (потом, затем и др.) [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 70]. | 1) «Организующая роль принадлежит глаголам» [Горшков, 1996, с. 93]. 2) «Нуждается в глаголах движения, восприятия» [Казарцева, 1998, с. 285] 3) Используются глаголы начинательного способа действия (начали, стали...). 4) «Частотны глагольные формы прошедшего времени совершенного вида» [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 70]. 5) «Смена временного плана в формах глагола». 6) Видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия [Тумина, 1998, с. 1541. | 1) Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия. 2) Порядок слов в предложении [Тумина, 1998, с. 154]. 3) Цепной вид связи [Казарцева, 1998, с. 185]. |
II. Описание - «словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков» [Горшков, 1996, с. 94] | 1) Научные, художественные деловые. 2) Описание портрета, пейзажа, животного, растения, любого неодушевленного предмета и т.д. [Тумина, 1997, с. 127]. 3) Статическое («которое прерывает развитие действия») и динамическое («которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие») [Солганик, 1997, с. 137) | 1) Эмоционально-экспрессивные лексические и фразеологические средства, метафоричность (особенно глагольная). 2) Употребление эпитетов [Тумина, 1998, с. 128]. 3) «Очень распространены сравнения, | 1 ) Признаки выражаются преимущественно прилагательными и существительными, иногда глаголами и наречиями [Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 65]. 2) Соотнесенность видо-времен-ных значений [Тумина, 1998, с. 127]. 3)«Глаголы в описании выступают, как правило, в форме несовершенного вида, часто в про- | 1) Употребление обстоятельств, уточняющих сказуемое [Тумина, 1998, с. 128]. 2) Перечислительная структура однородных компонентов. 3) Прямая модальность [Тумина, 1998, с. 127]. 4) Параллельный вид связи. |
н
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III