Глава 2. Основные признаки текста
Более подробная и разносторонняя информация об этом содержится в книгах Е.И. Никитиной «Русская речь» (М., 1993; М, 1995). Здесь речь идет о лексических средствах связи предложений в тексте (об описательных оборотах), морфологических средствах связи (местоимениях, союзах), синтаксических средствах связи, включая тема-рематическое развертывание текста, параллелизм предложений, парное соединение однородных членов предложения. Разнообразная и полезная информация о фигурах речи, содержащаяся в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь» (М., 1995), дается только с точки зрения их роли в создании выразительности речи, но не ее связности, хотя эти фигуры могут быть рассмотрены и как стилистические средства связности (ср.: анафоры, эпифоры, сравнение последовательное и параллельное, присоединительные конструкции, именительные темы и др.)
Наряду со связностью текста в этом пособии речь идет о цельности, которая соотносится с идеей текста, его основой мыслью: это «то, к чему :н призывает, чему учит, ради чего он написан» [Никитина, 1993, с. 22].
Косвенно и в стабильных учебниках, и в учебнике «Русская речь» подразумевалось еще одно свойство текста, которое специально не выделялось, — его членимость; при этом в роли единиц текста с учетом его такой трактовки рассматривались предложения, которые определенным «разом связаны между собой (параллельной или цепной связью). I зовом издании учебника [Никитина, 2004, с. 50] перечень свойств тек-(шь расширен, среди признаков текста названы: заглавие, тема, идея, делимость, связность, композиционная завершенность, стилистическое «изство.
Более развернутый перечень признаков текста и их характеристика i -е::ёзтся в учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность: От слова • :."•: зесности» [1996, с. 202—203]. Автор относит к ним: выраженность, ■шатсниченностъ, связность, цельность, упорядоченность, или структур -штат, информативность. В художественных текстах выделяется интер-шшжж^алъность, под которой понимается выраженная с помощью раз-■waffics: приемов связь с другими произведениями.
Весьма положительно оценивая точку зрения А.И. Горшкова, мож-iiitL ищиь отметить дискуссионность признака «выраженность» текста. mfc иьоаженного — не произнесенного, не написанного, не напечатан-■II1I1 — текста не может быть», — пишет автор [Горшков, 1996, с. 202]. А
135 Глава 2. Основные признаки текста
или иного правила» (они не всегда состоят из отдельных предложений,которые не связаны между собой).
Из многих свойств текста авторы анализируют три: 1) членимостъ, выделяя предложение в качестве его единицы; 2) смысловую цельность, связывая ее с темой и идеей текста, информативностью, с завершенностью высказывания, его законченностью (наличием заголовка, начала и конца); 3) связность текста, которая рассматривается на уровне моделей его тема-рематического развертывания; повторяющихся слов; личных местоимений; синонимов; антонимов; родовидовых обозначений; однокоренНых слов; сочинительных союзов; частиц и других языковых средств; порядка слов.
В отличие от данной концепции, М.Р. Львов в «Словаре-справочнике по методике русского языка» [1997, с. 219] рассматривает текст в деятельностном аспекте как «продукт, результат речевой деятельности, произведение речи — устное или письменное». Жаль, что при этом учитывается лишь первичная коммуникативная деятельность (автора) и не учитывается вторичная коммуникативная деятельность, ведь текст одновременно служит и объектом познавательной деятельности читателя (слушателя). Кроме того, представляется излишне категоричным утверждение о том, что «текст — синоним термина высказывание» [Львов, 1997, с. 219]. Это наблюдается не всегда, как уже отмечалось. Из признаков текста автор называет единство темы и замысла, относительную законченность, наличие внутренней структуры, стилистическую маркированность — т.е. выделяет дополнительно с ранее отмеченными особенностями стилистическую характеристику текста. Однако утверждение о том, что «текст — это термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения» [там же, с. 219], является недостаточно корректным, ведь текст олицетворяет единство формы и содержания и в этом смысле не может рассматриваться только с точки зрения формы.
В другом справочном пособии для учителя (Педагогическое рече-ведение: Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М., 1998. С. 239— 240) за основу взято известное определение И.Р. Гальперина: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфазовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную установку» Гальперин, 1981]. Вместе с тем отмечается и ряд других категорий текста: отдельность, коммуникативность, интеграция, связность (когезия), цельность, информативность и др. (с. 239).
- Раздел II
- Глава 1 понятие о тексте
- 1.1. Вводные замечания
- 1.2. Вопрос об определении текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.3. Понятие о тексте с позиций языка / речи
- Глава 1. Пойятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.4. Текст как форма коммуникации
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.5. Текст как единица культуры. Особенности художественного текста как единицы культуры
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- 1.6. Текст как средство обучения
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- 1.7. Текст как дидактический материал
- Глава 1. Понятие о тексте
- Глава 1. Понятие о тексте
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2 основные признаки текста
- 2.1. Вводные замечания
- Раздел II. Основы теории текста
- 2.2. Проблема определения признаков текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 134
- Раздел II. Основы теории текста 136
- 2.3. Системные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста 140
- Раздел II. Основы теории текста 142
- Раздел II. Основы теории текста 144
- Раздел II. Основы теории текста
- Средства связности
- 149 Глава 2. Основные признаки текста
- Параллельная связь
- Глава 2. Основные признаки текста
- Раздел II. Основы теории текста
- Порядок слов как средство связности
- Глава 3 текстовые категории
- 3.1. Вводные замечания
- 3.2. Понятие о текстовой категории. Виды текстовых категорий
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.3. Текстовая категория диалогичности
- Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- 169 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста
- Раздел II. Основы теории текста
- 3.4. Текстовая категориявремя
- Раздел II. Основы теории текста 174
- 175 Глава 3. Текстовые категории
- Раздел II. Основы теории текста 176
- Раздел II. Основы теории текста 178
- 3.5. Текстовая категорияпространство
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 3. Текстовые категории
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4 типы текстов
- 4.1. Вводные замечания
- 4.2. Классификации текстов на основе литературоведческого, лингвистического, психолингвистического подходов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- 4.3. Классификации текстов в учебной литературе
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- 4.4. Другие классификации текстов
- Глава 4. Типы текстов
- Раздел II. Основы теории текста
- Глава 4. Типы текстов
- Глава 4. Типы текстов
- 4.6. Типы художественных текстов
- Раздел III