logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

2.3. Системные признаки текста

2.3.1. Информативность. Все тексты информативны, хотя иногда информация бывает нулевой, например, в разговорно-обиходной сфере об­щения, где главным может быть установление и поддержание контакта. Под информацией условимся понимать знания о мире, отражающие авторское мировосприятие, выраженное в конкретной речевой форме.

Среди видов информации выделяют, например, логическую и эсте­тическую [Моль, 1966], содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную, содержательно-подтекстовую [Гальперин, 1981, с. 38], предтекстовую (пресуппозиция), надлинеарную (притекстовую), под-текстовую [Папина, 2002, с. 15].

К.М. Накорякова дифференцирует информацию относительно глав­ной (основной), выделяя уточняющую информацию, дополнительную, повторную, нулевую [Накорякова, 2002, с. 25—26]. Исследователь вво­дит понятие «оптимальная информационная насыщенность текста»: 0.4—0,6. Так обозначается «соотношение речевых отрезков, несущих злючевую информацию, и отрезков, представляющих другие ее виды» Накорякова, 2002, с. 26]. По мысли исследователя, «если этот показа­тель выше, тексты сложны для восприятия. При меньшем значении ко­эффициента тексты могут не вызвать интереса у читателя» [там же].

С несколько иных позиций выделены виды информации в учебни-se H.C. Валгиной [2003, с. 75], где наряду с типами информации, соот­носящимися с содержательно-фактуальной и содержательно-концеп­туальной информацией, о которой уже шла речь, представлены и дру-^е. явно ориентированные на функциональную предназначенность соответствующей информации и ее содержательные особенности (с т~к точки зрения типы информации могут быть чрезвычайно разно­образными).

Автор дифференцирует, в частности, следующие типы информации:

| гектологическую, соответствующую эмпирическому уровню познания;

. • : нцептуальную и гипотетическую, соответствующую теоретическому

> -- :-zo познания; 3) методическую, заключающую в себе описание спосо-

••» и приемов усвоения информации; 4) эстетическую, связанную с ка-

чйгю.'ями оценочного, эмоционального, нравственно-этического пла-

ак. 51 инструктивную, содержащую ориентацию на определенные дей-

'- -. < см.: [Валгина, 2003, с. 75]). Очевидна неоднородность типов

• :• :машш в данной классификации. Что же касается эстетической

цр^хзш, ее определение представляется недостаточно полным.