logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

2.2. Проблема определения признаков текста

В связи с многочисленными определениями текста, о которых гово­рилось ранее, по-разному интерпретируются и его признаки (см. об этом подробнее: [Болотнова, 1992, С. 19—22]). В число основных исследова­тели (И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский, Ю.А. Сорокин, С.Г. Ильенко и др.) включают: цельность (целостность), связность, смысловую завер­шенность, отдельность, прагматичность. К текстовым категориям, име­ющим обобщающий, абстрагированный характер, относят: континуум, когезию, автосемантию, модальность, интеграцию, ретроспекцию и про-спекцию, членимость, экспрессивность и т.д. Текстовые категории и признаки текста иногда не дифференцируются (ср.: [Ильенко, 1988, с. 11]). Как типологические признаки текста рассматривает текстовые категории Т.В. Матвеева (1990), выделяя, например, следующие: тема­тическая определенность, тональность, оценочность, темпоральность, ло­кальность и др.

Информация о тексте и его признаках в школьных учебниках ми­нимальна, особенно в стабильных учебниках. Как уже отмечалось, текст трактуется в узком смысле этого слова как два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Из признаков тек­ста основное внимание авторов учебников отводится связности, вклю­чая информацию о некоторых лексических, морфологических и синтак-

133