logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Глава 3. Текстовые категории

;мотрены типы и виды образа автора, различные лики художествен-) «я» в драме, лирике, романе и т.д., исследовано соотношение обра-втора с личностью писателя и разными типами повествователей: жтивным (максимально приближенным к автору и ведущим пове-)вание от 3-го лица); личным, субъективным (в повествовании от i лица без конкретизации и речевой характерологии); «персонифи-ованным» рассказчиком (в повествовании от 1-го лица в сказовой ере, с использованием характерологических речевых средств). Термин «автор», как известно, может обозначать: 1) реальную лич-гь писателя; 2) повествователя, субъекта-персонажа; 3) художествен-> личность создателя («автор» как присущий данному произведению хающий субъект, который обозначается... самим произведением, так только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, «автор» художественная личность писателя» [Брандес, 1971, с. 54]. В сфере эстетической коммуникации образ автора соотносится с чьной личностью творца литературного произведения, который вы-:ает в словесно-художественной форме свое мировоззрение, эстети-кое кредо, свой лексикон, тезаурус, ассоциации. Вместе с тем образ эра и писатель — не тождественные понятия: образ автора имеет эс-лческую сущность и отражает не в полной мере концептуальную и [ковую картину мира создателя литературного произведения, по­льку полностью его картина мира не может реализоваться в одном [ нескольких текстах.

Что же касается повествователя (объективного, личного или рас-зчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм эажения образа автора, наряду с другими, включая различные ком-иционные виды «монтажа» и речевые: внутреннюю прямую или не-ственно-прямую речь; лирические отступления. Новые аспекты в изучении образа автора открываются в связи с бенностями современной лингвистической парадигмы: ее диалогич-■тью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом екстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, сто-ей за текстом, по выражению Ю.Н. Караулова). В связи с этим образ ора в современной стилистике художественной литературы необхо-ло изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте в свете не толь-категории субъектности, но и категории адресованности (ср. работы араметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Мол-ювой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.). Это обусловлено диа-'ической концепцией современного мировосприятия, в основе кото-i лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию 1 другого» и его ответную активность. Идея диалогизации стала ве-цей в современном гуманитарном знании, включая стилистику (см.