logo search
bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta / Раздел II

Раздел II. Основы теории текста

112

Поскольку в курсе «Филологический анализ текста» особенно важ­ным является трактовка текста как целого речевого произведения, оста­новимся на этом подробнее. Исследователи текста как целого речевого произведения фокусируют внимание главным образом на центральном звене коммуникативной модели: автор — текст — адресат. Ср., напр., определение Е.В. Сидорова [1987, с. 5], который интерпретирует текст «как коммуникативную систему речевых знаков и знаковых последова­тельностей, воплощающую сопряженную модель деятельности адреса­та и отправителя сообщения». При всех несомненных достоинствах дан­ного определения, по-видимому, в трактовке текста все же следует глуб­же отразить его лингвистическую сущность и экстралингвистические ориентации с учетом не только автора и адресата, но и канала связи, а также соотнесенности с реальной действительностью (схема 7). Это осо­бенно важно в практическом отношении в связи с текстоориентирован-ным подходом к преподаванию русского языка.

Схема 7

3. Язык (код)

4. Текст

(сообщение)

1. Действительность

5. Канал связи

6 Адресат

В сфере обучения в процессе знакомства с текстом как ключевым понятием филологии важно раскрыть его коммуникативную сущность, что возможно только при условии интерпретации текста как целого ре­чевого произведения. Текстом будет и приветствие (Здравствуйте, Ири­на Сергеевна!), и надпись «У нас не курят!», и сочинение учащегося, и рассказ учителя.

Текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации. Благодаря текстовой деятельности (порождению, вос­приятию и интерпретации текстов) передается информация, выража­ются чувства, осуществляются контакты между людьми; происходит воздействие; описываются реалии окружающего мира, сознания и язы­ка. Тексты, таким образом, как уже не раз отмечалось исследователями,

115